Адхамбек Алимбеков. «Вы будете жить вечно, стихи мои...»
Среди национальных поэтов, живших мечтами и тревогами народа, громко и уверенно звучит голос узбекского народного поэта Мухаммада Юсуфа. Он, словно молния, ворвался в литературу, еще на заре своего творчества осознав всю сложность поэтического труда. В неустанном поиске, оттачивая свое мастерство, он достиг высочайших вершин творчества и сделал это с молниеносной скоростью за свою короткую жизнь. Уже сами названия его стихов: «Вы будете жить вечно, стихи мои», «Ты бальзам, ты мука сладкая, поэзия…», «Ведь боль моя не только стихи», «Твои потрескавшиеся руки – самая прекрасная поэзия…», «Порой, когда пишу строфы свои наивные…», «Я читал стихи, они не тронули тебя...», «На рассвете закончил стихи...», «Ты добрые помыслы, Поэзия...», «Я подружился с поэзией...», «Плачет горлица под моим ребром...», «Отойду от доски, получится стих…» – свидетельство его отношения к поэзии, и оно отнюдь не простое. Это отношение человека, посвятившего всю свою жизнь творчеству, именно оно – смысл и образ его жизни. Поэтому-то Мухаммаду Юсуфу удалось создать высокохудожественные, пронзительные стихи.
Герой Узбекистана, Народный поэт Абдулла Арипов в своем предисловии «Неповторимый поэт» к книге Мухаммада Юсуфа «Халқ бўл, элим» (Народом станьте, люди) отметил, что «в душе настоящего поэта всегда поет неведомая волшебная птица, она свила свое гнездо в сердце Мухаммаджана, Мухаммада Юсуфа, поэтому его облик, его глаза излучали нежную мелодию». Когда звучат его стихи, будто слышится трель этой певчей птицы, поэт будто подслушал ваши мысли, рассказал о ваших душевных переживаниях. Поэтому его строки столь волнительны.
Одна из самых ценных граней его творчества – совершенные произведения о родном крае, о людях. Это не просто обычные хвалебные строки, они звучат, как песни: «Останется от нас свободная отчизна», «Самоотверженные», «Родина», «Дай, Бог», «Пожелание», «Мать-Туркестан», «Ода Родине», «Это край Алпамыша», «Восторг», «Сердечное признание», «Дехканин», «Я узбек», «Родина, ты одна», «Мольба», «Будь со мной всегда, мой народ», «Родина моя», «Скажу я вам», «Моя свободная страна», «Узбекистан» – здесь нет высокопарности, официозности. Любовь к отчизне глубока и искренна. В стихотворении «Признание» (в его книге «Избранное», изданной в 2007 году, это стихотворение названо «Узбекистан») есть такие строки, которые, на мой взгляд, приведут в восторг всякую душу:
О, край моих отцов,
Матушка-земля,
Узбекистан, я жизнь отдам за тебя.
Нет ласковей тебя,
И живописней нет,
Не сравнить Рим с твоими просторами.
Продолжая в этом же духе, поэт признается:
Чем парижских ресторанов роскошь,
Мне дороже родной тандыр неброский.
И заканчивает стихи с узбекской скромностью и великой гордостью:
Пред теми, кто знает тебя, преклоняюсь я,
А тех, кто не знает, мне искренне жаль.
Стихи чуткого, проницательного поэта Мухаммада Юсуфа о родине – именно об Узбекистане, его реалиях, его неповторимости, сердечности.
Каждую метафору, каждый его эпитет можно назвать художественной находкой. Умело используя элементы художественной выразительности, автор рисует живой образ Узбекистана, через своеобразие характера народа: щедрый, любвеобильный, сильный, сердобольный, чадолюбивый, скромный, доверчивый… Поэт уподобляет свое отечество вот такому человеку. Лишь в самой последней строке становится ясно, что речь идет не об отдельном человеке, а умело подбирая определения, поэт в одной строке показывает характер целого народа.
Мухаммад Юсуф не просто воспевает Родину. Он оживляет в памяти имена патриотов, которые оставили в ее истории неизгладимый след. В стихотворении «Ода Родине» поэт пишет:
Землю целуйте, горсть к глазам поднесите,
Как молитву, любите каждое слово ее.
В сердце флаг национальный храните,
Любите Родину, как Наджмиддин Кубро.
Вспоминая святое имя Наджмиддина Кубро, славную историю, поэт использует слово «молитва», преумножая выразительность стихотворения. Для каждого узбека священность молитвы – главная ценность. Тех, кто любит свою отчизну, Родина, как мать, ласкает в своих объятиях:
В час радости цветы ты дарила
И вслед бросала их мне,
В несчастии утешала, бодрила,
Дай прикоснуться щекою к тебе.
…………………………………
Теплее солнца ласка твоя,
Теплая Отчизна моя.
Поэт любит свою Родину, свой народ, это для него дороже всего.
Народный писатель Узбекистана Мухаммад Али в своей статье «Да не умолкнет лира поэта» справедливо отметил: «На мой взгляд самое высшее достоинство поэзии Мухаммада Юсуфа – это воплощение его чистой и безупречной искренности. Искренность, народный дух придают блеск, украшают, привносят неповторимое очарование и изящество в его стихи. Еще одно из его достоинств – это небезразличие и неравнодушие к жизни. Его душа умеет страдать, но он чужд плаксивости, обреченности. Он стремился писать о том, что он видел, что приводило его в восторг или заставляло трепетать от ненависти».
В патриотических стихах Мухаммада Юсуфа чувствуется несравнимая сердечная сила и чувство собственного достоинства. Его стихи о родном крае, об отчизне несравнимы со стихами других авторов, они пропитаны национальным духом, знанием души народа. Поэтому столь значительно влияние стихов Мухаммада Юсуфа на молодое поколение. Он в первую очередь всегда стремится разобраться в своих помыслах, постичь самого себя, потому и поэзия его глубинная, искренняя, идущая из сердца. Во многих его произведениях, таких как «Мой солнечный край», «Будь со мной всегда, мой народ», «Где еще найти», «Родина, ты одна», «Я узбек», «Узбекским борцам», «Мухаммадкадыр», «Мой край цветов», основная тема – гордость за свое отечество. Но в эпоху независимости только гордиться своей историей недостаточно. Теперь надо создавать свою новую историю, имя узбек должно облететь весь белый свет, объять весь мир. В стихотворении «Имя узбека объяло весь свет» он пишет:
О, сколько несчастий повидал этот край,
Сколько раз из пепла восставал этот край,
Зодчих Таджмахала, мирабов реки Нил,
Имамов Бухары порождал этот край…
Имя узбек объяло весь свет!
Логически продолжает тему стихотворение «Свободный край»:
Родина!
До чего ж ты песня дивная,
За тебя жизнь отдам, земля родимая,
За тебя я готов в пламени гореть,
В волнах реки готов принять смерть!
Читая стихотворение «Мухаммадкадыр», посвященное нашему чемпиону мира по боксу, испытываешь волнение и гордость за соотечественника.
У известного украинского поэта Тараса Шевченко есть такие строки: «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки». Действительно, у человека с порочной и нищей душой нет любви к родной земле.
В стихах Мухаммада Юсуфа о родном крае воссоздается прекрасный поэтический облик родины, словесный памятник отчизне. Выраженные в искренних строфах поэта возвышенные чувства любви к отчизне, сыновнего долга эхом отражаются в душе читателя, потому что в его стихах нет фальши. Несравненно отечество, нет нигде более родной, прекрасной и достойной земли, нет нигде таких тюльпанов, нет таких матерей, нет такого народа, нет таких красот («Где еще найти»), и грош цена тому поэту, который не сможет всколыхнуть разум и сердце читателя («Восторг»).
С большим уважением Мухаммад Юсуф воспевает великих узбекских классиков: Ахмада Яссави, Джалалиддина Руми, Алишера Навои, Мирзо Бабура, Бабарахима Машраба; незабвенных представителей литературы ХХ века – Абдуллу Кадыри, Абдулхамида Чулпана, Усмана Насыра, Айбека, Гафура Гуляма, Абдуллу Каххара, Миртемира, Саида Ахмада. В стихах, посвященных некоторым из них, поэт говорит о том, что терзает его душу, так в стихотворении «Навои» поэт пишет:
Разве не утонет в слезах
Учитель, терзаясь в могиле –
Коль поэты неправдивы,
Ученым титулы важнее?..
В стихотворениях «Возглас Бабура», «Напевы Машраба», «Усман Насыр» на примере судеб поэтов автор философски отображает смутные времена. Эти произведения свидетельствуют о том, что поэт хорошо знает историю, стремится к глубокому философскому осознанию времени.
Многие стихи посвящены известным национальным историческим личностям: Амиру Темуру, Мирзо Улугбеку, Джалалиддину Мангуберди, Темуру Малику, Файзулле Ходжаеву, предводителю народных восстаний Муканне, Дукчи Ишану и др. С болью пишет он об их трагической судьбе. В стихотворении «Амир Темур» звучит сожаление «где же были те преданные нации своей» сыновья, до которых не дошла мольба отца.
Испепеляющая душу, как огонь, мысль – сожаление сына, у которого душа разрывается, когда он видит, как вскрывают гробницу отца, но он бессилен что-то сделать, словно стрела вонзается в сердце читателя. Не говоря ни слова о бывшей советской империи, поэт показывает всю трагичность положения своего народа. Обращаясь к родной истории, поэт стремится вызвать уважение к своей истории, гордость, призывает не забывать свои корни, своих предков.
В стихах «Лизоблюды», «Застой», «Гдлян» доминирует социальная проблематика, поэт смело изобличает тех, из-за кого обрушились беды на народ. Это те нелюди, «Кто заодно с сатаной, гонцы ангела смерти». Он изобличает их и призывает ценить себя, не расслабляться, не забывать о гордости.
В стихах, посвященных отдельным местам Узбекистана – «Ташкент», «Мингтепе», «Андижан», «Самарканд», «Маргелан», «Я твой сын, Ташкент», «Шахрихан» – он опять пишет о любви к своему отечеству и с болью говорит о человеческой недальновидности:
Гляди, как все изменчиво в этом мире –
Хозяин индус во дворце, возведенном тобой.
(«Андижан»)
Немало в его стихах строк, отражающих суть истории. Глубина их смысла понятна тому, кто хорошо знаком с прошлым.
Мухаммад Юсуф доказал, что о родине казенно писать нельзя, если не пылает в душе огонь любви к ней, получается не поэзия, а набор слов. В конце ХХ – начале XХI вв. поэт возвел на самую высокую ступень в узбекской поэзии патриотическую лирику, достигнув небывалой гармонии мысли и чувства, продолжив лучшие достижения фольклора, уже наработанные фольклорные и литературные традиции. Смело можно сказать, что Мухаммад Юсуф – Народный поэт, создавший образцовые стихотворения о родине, о народе, умело продолживший лучшие традиции узбекской поэзии и по-новаторски разрабатывающий актуальные проблемы современности.
«Звезда Востока», № 4, 2015
Просмотров: 4437