Нафиса Гильманова. Сады Темуридов
Сады Амира Темура, возведенные в период с 1378 по 1404 гг. в Самарканде и его окрестностях, до наших дней не сохранились. Известны лишь их местоположение и описание современников. Первые упоминания о садах Амира Темура встречаются в записях историков и поэтов того времени. По их свидетельству, в Самарканде было 12 роскошных садов и парков, в которых были изображения из жизни Амира Темура, сцены военных действий, портреты членов его семьи, родственников. В средние века некоторые сады были изображены в миниатюрах, в частности, гениального живописца Камалиддина Бехзада. По сохранившимся данным так же известно, что всего было возведено 14 основных садов. До наших времен дошли названия десяти из них: Боги Баланд, Боги Бехишт, Боги Давлатабад, Боги Дилкушо, Боги Джахоннамо, Боги Майдан, Боги Нав, Боги Чинар и Боги Шамол. В каждом был дворец и фонтаны. Пригороды Самарканда считались великолепной зоной отдыха, там располагались загородные резиденции – сады-дворцы, с удивительно роскошным природным ландшафтом. Во времена Амира Темура Самарканд буквально утопал в садах и дворцах. Этим садам-резиденциям были даны поэтические названия.
Сады были двух видов: чарбах – геометрически прямоугольные, каждая сторона примерно в один километр. По их территории протекали четыре ручья и разделяли сад на четыре равных части. Сады были окружены глинобитными стенами – дувалами. В четырех углах были минареты, а в центре сада располагался дворец. Ворота находились со стороны города. Второй вид садов не имел четких геометрических контуров, представлял собой естественные заросли. Где-то в углу такого сада располагались небольшие дворец и несколько шатров, а также фонтаны и водоемы. Этот вид садов отличался богатой растительностью и животным миром. Кроме больших садов, в окрестностях Самарканда располагалось еще несколько садов. Среди них наиболее известны Боги Булду, Боги Зогон, Боги Накши Джахон, Боги Амирзода Шохрух, Боги Диляфруз, Боги Шерон, Гулбаг, Богча, Лалазар, Бедана коруги, Чумчукчилик, Гозхона и другие.
Средневековый историк Хафизи Абру в трудах о Самарканде упоминает, что «возведенный раньше из глины Самарканд Темур перестроил, возведя здания из камня». Парковые комплексы Темура были открыты для простых горожан, которые проводили там дни отдыха.
О красоте и роскоши загородных парков с дворцовыми сооружениями вокруг Самарканда ходили легенды. Они оказали огромное влияние на развитие садово-паркового искусства Востока, достигшего своего расцвета при Амире Темуре и достойно продолженного его потомками.
В загородных садах-дворцах Самарканда проводились приемы зарубежных послов, встречи с гостями, пышные свадебные церемонии и праздничные гулянья. Испанский посол Руи Гонсалес Клавихо, проведший в загородных садах Самарканда почти весь сентябрь 1404 года так описывал их: «Целый месяц продолжались торжества с участием канатоходцев, шутов, кашмирских фокусников. Многочисленные жены Темура устроили большой пир, куда был приглашен и кастильский посол. Амир Темур, украсив столицу загородными садами, ввел дворцовый церемониал с торжественными приемами и всеобщими праздничными гуляньями». В октябре Клавихо был приглашен в ставку Темура и участвовал в праздничном торжестве, которое происходило в Кани Гиле под Самаркандом. «Здесь, на берегу реки Обирахмат, по случаю празднеств был построен городок из 15 тысяч шатров, юрт и навесов. В центре размещался шатер правителя, поблизости шатры его сыновей и жен, далее шатры визирей, военачальников и приближенных государя.
Амир Темур был буквально охвачен лихорадкой разбивки таких дворцов-садов в округе Самарканда, где их было создано целых 20. Здесь он пребывал в недолгие периоды по возвращении из очередного похода».
Археологи В. Л. Вяткин, М. Е. Массон и У. Алимов определили местоположение большинства этих садов, хотя они уже давно разрушены, а строительные и декоративные материалы расхищены. Названия этих садов приведены восточными авторами, а некоторые упоминаются у Клавихо, например, сад Боги Дилкушо.
Сад Боги Дилкушо (Сад, развлекающий душу) находился в пяти километрах к юго-востоку от Самарканда справа по дороге, ведущей в Пенджикент, вблизи кишлака Хиндуван. Он был возведен в 1397 году в честь одной из жен Темура – Тукалханум, окружен глинобитной стеной длиной в 900 метров. В сад можно было попасть через четыре входа, в центре сада был трехэтажный дворец. Стены дворца были украшены миниатюрами из походов Темура. Именно в этом дворце Сахибкиран принимал испанского посла Руи Гонсалеса де Клавихо. На месте этого сада сегодня находится кишлак Дилкушо.
На одной из миниатюр изображен Темур на пиру. Эта миниатюра из книги Зафарнаме. Вероятно, изображен сад Боги Джахоннамо (Сад зеркала мира). Он находился в 42 километрах от Самарканда у подножия Зарафшанского хребта, был возведён в 1398 году. Здесь находились небольшая крепость и дворец. Этот сад упоминается в книге историка и поэта Шарафуддина Али-Язди – Зафарнаме, где написано, что сад «был таких огромных размеров, что потерявшаяся лошадь была найдена только через шесть месяцев».
Сад Боги Майдан (Центральный Сад) находился в северо-восточной части Самарканда, у подножия возвышенности Чупан-ата. По историческим источникам, в саду находился большой айван, а в нем трон, украшенный драгоценными камнями. Позднее Бабур так описывал его: «В середине этого сада он [Улугбек] построил высокое здание. На четырех углах здания выстроил четыре минарета, и только через них можно попасть было во дворец...» До сих пор это место называется Боги Майдан.
Сад Боги Нав (Новый сад) был возведен в 1404 году в южной части Самарканда, имел четырехугольную форму и был окружен глинобитными стенами (дувал), по углам находились минареты, в центре дворец и большой водоем (хауз). В настоящее время на месте этого сада находится кишлак Лолазор.
Сад Боги Чинар (Сад чинар) был возведен в 1397 году и находился к юго-востоку от местности Конигил. В саду в основном росли чинары, поэтому сад и был так назван. В центре сада находился крестообразный дворец. В настоящее время на месте этого сада возвышенность Куш Тамгалик.
Сад Боги Шамол (Сад ветра) в западной части Самарканда был возведен в 1404 году в честь внучки Темура, дочери Мираншаха. В центре сада находился четырехугольный дворец, стены которого были отделаны мрамором, а нижняя часть стен – древесиной черного цвета и слоновой костью. В настоящее время местность, где находился этот сад, до сих пор называется Боги Шамол.
Сад Боги Баланд (Высокий сад) находился в северо-восточной части Самарканда, около мавзолея и возвышенности Чупан-ата. Возводили сад мастера из Ирана и Азербайджана.
В 1378 году в честь жены Темура – Туман-аки (Хайруннисо) – возведен Боги Джаннат (Райский сад). Древний историк Шарафуддин Али-Язди писал, что «сад был окружен стеной хандак, а на верху искусственной возвышенности находится дворец из тебризского белого мрамора. Во дворец можно было попасть по висячему мосту. В одной части сада находилось место для различных животных».
Сад Боги Давлатабад (Сад благоустроенного государства) находился в 13 километрах к югу Самарканда. Был возведен и дарован Темуру в 1399 (в некоторых источниках 1396) году после его возвращения из индийского похода. Сад был окружен глинобитной стеной, по нему протекали многочисленные ручьи, там были четыре водоема (хауза) и дворец. Сад располагался на искусственной высоте высотой в 12 метров, и попасть в него можно было по двум висячим мостам.
Кроме садов, в окрестностях Самарканда располагалось множество роскошных шатров, «большая часть которых располагалась по берегу реки. Они были очень красивы на вид и стояли близко один к другому. Посланников провели по улицам, где продавались разные вещи...». Послов разместили под навесом, изготовленном из льняной ткани и украшенном разноцветными кусочками из ткани. Навес «был длинный, поднят на двух палках и натянут на веревках», – свидетельствовали кастильские послы.
Шатры у многих народов Средней Азии, где постоянно соседствовали бытовые черты земледельцев и скотоводов-кочевников играли особую роль. Наряду с простейшим типом шатра, основанного на двух-трех стойках с накинутым поверх войлоком или плотной шерстяной тканью, в среднеазиатском мире существовал высокосовершенный тип сборно-разборного жилища – юрта. Позже идея юрты была перенесена в городскую среду и частью преобразована в архитектуру сборных павильонов. Городские ремесленники, восприняв идею шатра, усложнили ее конструктивный остов, обогатили применением расшитых кроющих тканей и ковров. Разнообразие и красота шатров и павильонов, увиденных в Самарканде, поразили Клавихо, который и раньше видел немало мавританских шатров. Клавихо упоминает: множество шатров, натянутых на веревках, покрытых алым бархатом и иными тканями, с нашитыми поверх серебряными медальонами или узорными аппликациями. И еще он упоминает, что в оформление одного из них входили позолоченные фигуры орла и соколов, приготовившихся к полету, рассказывает о венчании столбов луной и яблоком (очевидно, воспринятым в эпоху ислама древним символом луны и солнца). Павильонов при Амире Темуре было 104.
Садовый павильон Чинни-хана (Китайский павильон) – обычно квадратный, на 4 тонких стойках, с плоским потолком и фигурным карнизом, иногда увенчанный башенкой, являлся небольшим садиком в «Богче» Улугбека. Фрагменты плиток, использованных для украшения, были найдены при археологических раскопках и хранятся в Самаркандском краеведческом музее.
Традицию градостроительства и садоводства продолжали потомки Темура – Шахрух, Улугбек и Бабур.
Конец ХIV – начало ХV в. являют вершину среднеазиатского искусства. Темурид Захириддин Мухаммад Бабур отмечал, что в эту эпоху «целью и стремлением каждого, занимающегося тем или иным делом, было одно – довести это дело до совершенства». И он на самом деле довел до совершенства начатое его прадедом Амиром Темуром строительство великолепных дворцов уже в Индии, в эпоху Бабуридов.
В крупных городах – Дели, Агре, Лахоре, Девалпуре Бабуром были заложены сады и парки с декоративными растениями. Характерно, что при планировке садов Бабур применял среднеазиатскую систему чарбаг, по которой сооружались сады и парки Темуридов.
В садах, разбитых в Индии, Бабур впервые применил опыт по выращиванию среднеазиатских дынь и винограда. Один из индийских учёных, давая оценку деятельности Бабура, писал, что победа при Панипате Захириддина Мухаммада Бабура заложила фундамент Великой Бабуридской империи в Индии, которая по своей пышности, мощи и культуре осталась величайшей империей в мусульманском мире и могла даже соперничать с Римской империей.
«Звезда Востока», № 6, 2016
_______________
Нафиса Гильманова. Член творческого объединения при Академии Художеств Узбекистана, доцент, старший научный сотрудник-исследователь Ташкентского Архитектурно-строительного института. Автор многочисленных научных статей и пособий.
Просмотров: 6146