Путь разума в поисках истины
Человек бывает человеком только благодаря размышлению.
Пьер Буаст.
Живет на берегу высохшего Арала старик, один остался в ауле. Дети давно переехали в город, хотят забрать отца, купить ему там дом. Но старик всячески отказывается. Строит лодку, потому что свято верит в то, что однажды Арал вернется. «Вот увижу воду, - говорит он, - тогда можно и умереть!»
Психологическая драма-притча «Одинокая лодка», повествующая не только об Аральской трагедии, но и о самоотверженности, твердости духа человека, его любви и преданности Родине, написана одним из ярчайших представителей современной узбекской литературы, народным писателем Узбекистана Эркином АЪЗАМОМ.
Его творчество широко известно не только в нашей стране и регионе Центральной Азии. Произведения переведены на многие языки мира, их презентации прошли в Вашингтоне, Лондоне и Париже. Он автор многочисленных повестей, рассказов, романов, пьес. Будучи одним из ведущих кинодраматургов Узбекистана, участвовал в создании нескольких полнометражных художественных фильмов, многие из которых удостоены наград, как отечественных, так и международных кинофестивалей. Спектакли по его пьесам с успехом идут в театрах страны.
Гуманизм, поиск нравственных начал, стремление к духовной свободе, противодействие мировоззрению, основанному на нравственных ценностях, далеких от человеческих идеалов - основные мотивы, объединяющие в единое целое произведения писателя, пронизанные чувством глубокого понимания мироощущения народа. Им создана целая галерея неповторимых национальных характеров, в которых абсолютно по-новому представлены отношения между обществом и человеком, поднимаются важнейшие вопросы духовного и нравственного совершенствования личности. Таков, к примеру, главный герой из «Яблок Рамазана» - добрая и открытая душа, который больше всего на свете ценит верную и бескомпромиссную дружбу. Или рассказ «Племянница», в котором главный герой, начинающий ученый, анализируя свой поступок, как человек нравственный приходит к выводу, что совершил подлость. А в повести «Сад писателя» автором заложен глубокий смысл о предназначении человека - творца, созидателя.
Как по-настоящему творческий, глубоко и неординарно мыслящий художник, писатель находится в постоянных раздумьях о жизни, времени, счастье, прошлом, настоящем и будущем Родины. Об этом наш разговор.
- Духовность, духовное возрождение, духовные ценности… Что вы вкладываете в эти философские понятия?
- Совершенный человек, справедливое общество…Это мечта, которая как маяк мерцает, зовет за собой, освещает путь. Ведь люди не могут жить без идеала. Без духовности, нравственности!
Испокон веков центральная тема литературы, начиная с Софокла – человек, его духовное, нравственное начало. Заложена она и в многовековых традициях философии и литературы Востока, в том числе узбекской. Об этом мечтали великие Навои, Фараби, Беруни… По своей сути на этом построена вся наша классическая литература, особенно русская литература конца XIX начала XX века от «Серебряного века» до Чехова. О чем думали, спорили герои произведений? О духовности, нравственности. Ведь характер, привычки, поступки – все это формирует личность человека, его судьбу.
- Ваше творчество как писателя очень созвучно деятельности журнала «Тафаккур» («Мышление»), бессменным редактором которого являетесь с 1994 года. В исламе это понятие трактуется как «достижение истины через размышления»… Какова философско-художественная направленность издания?
- Независимость страны выдвинула требования необходимости духовного возрождения, создания идеи, способной объединить нацию, дать народу Узбекистана цель - веру в завтрашний день. Указом Первого Президента Ислама Каримова в 1994 году был создан Центр «Маънавият ва маърифат». При нем - журнал «Тафаккур» («Мышление»), чья духовно-просветительская и философско-художественная направленности связаны с формированием нового мышления и мировоззрения современного человека, идеи национальной независимости, духовным обновлением общества. Во втором номере журнала за 1998 год в интервью главы государства были глубоко освещены теоретическая и практическая стороны национальной идеи. Шел разговор о том, что невозможно победить коммунистическую идеологию, ставившую людей в унизительное, зависимое положение, превращавшую их в манкуртов, путем голой критики и преследования. О том, что «с идеей можно бороться только идеей, с мыслью - только мыслью, с невежеством только просвещением». Глава государства отметил, что «цель - это своеобразный объединяющий, направляющий флаг народа, нации. Этот флаг - сила, воплощающая в себе дух и гордость народа, его потенциал и устремления...»
За почти четвертьвековой период журнал нашел свою нишу в огромном море печатных изданий страны. Своими мыслями, размышлениями по самым разным актуальным аспектам духовной жизни общества на его страницах делились известные писатели, поэты и философы – герои Узбекистана Озод Шарафиддинов, Абдулла Арипов, Эркин Вахидов, Нажмиддин Камилов, Абдурахим Эркаев, Ибрагим Гафуров, Ибрагим Хаккул, Хуршид Дустмухаммад, Виктор Алимасов, Мансурхон Таиров другие.
Совсем недавно признанием вклада журнала в духовную жизнь страны в годы независимости стало награждение коллектива главной премией ХII Национальной премии «Олтин калам».
- В начале 90-х годов, говоря о своем поколении, вы назвали его жестоко обманутым. Прошло четверть века, ваше мнение изменилось или осталось прежним?
- Конечно, каждое новое поколение становится более приспособленным к стремительно меняющимся реалиям времени. А наивность, доверчивость, в общем-то, совсем неплохие качества. Особенно для творческих людей – ученых и писателей. Они первыми встречают передовые идеи, первыми становятся жертвами «обмана». Если человек одержим идеей, он не замечает то, что происходит вокруг. А что в этом плохого? И сейчас не боюсь быть обманутым, готов поверить во что-то хорошее, в то, что по душе.
А тогда, много лет назад мы верили в идеи коммунизма, в то, что мы – самый счастливый народ, живущий в самой счастливой стране, а там, за кордоном все плохо...
- А что вы понимаете под термином «счастье»? Как писатель, человек?
- Боюсь этого слова... Cмысл, который вкладываю в это понятие? Чувство равновесия в душе. Когда дома все хорошо, дети заняты своими делами. Или же тишина, музыка... Можно назвать это как угодно – гармония, озарение или вдохновение… Просто хочется делать что-то хорошее, доброе… писать! Может это мгновение и есть счастье?
А еще счастье – когда вот тут в душе у тебя горит «лампа Аладдина». И если человек думающий, страдающий, творческая натура – у него всегда неудовлетворенность собой.
- Какими качествами должно обладать художественное произведение, чтобы стать востребованным не одним поколением читателей?
- Прежде всего, правдивым! Вот мы говорим: современная литература. Я читаю роман, написанный вчера, а он несовременен. Правдивость тоже можно трактовать по-разному. Мы тут говорим о художественной правде. Возьмите, например, «Собачье сердце» Булгакова. Какая там правда жизни?! А профессору Преображенскому, доктору Борменталю – веришь. Именно эта правдивость и делает произведение всегда современным. Современно ведь можно написать и об истории. Из отечественной литературы для меня не перестает быть значимым роман Абдуллы Каххара «Мираж» о событиях 20-х годов XX века, которому присущ особый нерв. Или небольшой рассказ Гафура Гуляма «Хасан Кайфий». Идеи, мысли, заложенные в обоих произведениях, и сегодня не устарели. Читатель находит в них ответы на волнующие его вопросы.
Конечно, можно придумать идеального героя. Приблизительно знаю его параметры. А есть ли такие в жизни? И кому он будет интересен - абсолютно безупречный, непогрешимый, ирреальный? Поэтому думаю, сегодняшний герой должен быть, прежде всего, – жизненным. Ведь книги пишутся для читателя, а читатель должен писателю верить. С другой стороны абсолютная правда – «неудобная» вещь, она угнетает, трудно воспринимается. Иногда слышу: «Вы раньше писали хорошо. Последние произведения непонятные, со сложными жизненными коллизиями».
Задача, стоящая перед писателем очень сложная – с одной стороны нужно писать так, чтобы литература вселяла веру, надежду, и в тоже время – честно и правдиво! А совместить все это – задача не из легких. Великий Айтматов говорил: «Всю жизнь мечтал написать что-то со счастливым концом. Как в доброй сказке. Не получается!»
- Писатель не может быть оторван от интересов своей Родины, народа. Он должен обладать не только творческим талантом, но и активной гражданской позицией. А в чем, по-вашему, заключается истинный патриотизм?
- У каждого человека, даже самого ярого космополита есть родина - место, где его уважают, где он чувствует себя свободно и комфортно. Мне довелось много ездить по миру, но через неделю неизменно тянет домой…Что такое патриотизм? Это совесть, отношение к окружающим и прежде всего – к самому себе. И еще честность по отношению к своему делу. Если каждый делает его честно, неважно кто он по профессии – ученый, писатель, военный или дворник, - это и есть патриотизм. И не нужно кричать об этом. Признание в любви к Родине – очень личное дело. Как можно не любить землю, где ты родился, рос, где твои корни. Которая питает и поддерживает в трудные и радостные минуты… Она – навсегда частичка твоей души! Поэтому меня возмущает, когда накануне нашего большого праздника - Дня независимости в СМИ вдруг появляются «соловьи» со своими панегириками - поэты, писатели, публицисты, начинают восхвалять Родину… Почему свой патриотизм они не проявляют скажем в декабре или феврале? Это же, мягко говоря – не очень порядочно, своего рода торг, который уместен только на рынке. В этом отношении мне очень близко высказывание русского философа В. Соловьева: «Лучше отказаться от патриотизма, чем от совести. Но такой альтернативы нет».
Если смотреть в глобальном смысле – люди как будто потеряли стыд, материальное начало все более преобладает над духовным. С одной стороны – это общепризнанный и неоспоримый факт, с другой, если я как писатель признаю это, то не должен больше писать и перечеркнуть свою жизнь! Но речь идет не обо мне, а о молодежи. Все стали прагматичными. Мой внук прагматичнее меня! Мы думаем: наступит время, когда человек будет иметь все, и тогда он задумается о духовности, что рядом кому-то плохо, возможно нужна помощь. Но так не бывает! Вспомните годы Второй мировой войны, когда наш народ принял, обогрел и накормил сотни, тысячи голодных детей, целые семьи, проявил широту души. Что мы тогда были лучше, сердобольнее? Не хочется признавать, что индивидуализм побеждает. А еще страшно от того, что и в XXI веке миллионы людей продолжают оставаться заложниками военных конфликтов, испытывают непереносимые страдания, и конца этому не видно! А ведь после Второй мировой войны все думали, что такое больше не повторится, трагедия, цена которой 27 миллионов человеческих жизней, станет вечным укором и уроком…
Все же хочется верить, что однажды человечество опомнится. А иначе оно просто себя уничтожит. И духовно, и физически. Это сегодня самая глобальная проблема, непосредственно касающаяся и литературы. Доброта человеческая, милосердие и сострадание, умение понять и поддержать ближнего – именно они делают человека человеком. На этом мир держится! В этом – будущее человечества!
- Воспитание культуры чтения – сегодня задача государственной важности. Как и в чем вы видите решение этой проблемы?
- Мы считались когда-то самым читающим народом в мире. Книги были единственным утешением. Их доставали любыми путями – обменивали на макулатуру, выпрашивали, привозили из поездок...
С приходом рыночных отношений сформировалось мнение, образ жизни, что без книг можно прожить. Материальные потребности взяли верх над духовными. Все это откинуло нас назад. Поэтому распоряжение Президента – один из значимых шагов, который призван вернуть уважение к книге. Очень важны личный пример, позиция главы государства, показавшего на самом высоком уровне, что чтение – основа духовности, без которой невозможно всестороннее и гармоничное развитие общества!
Чтобы сформировать будущие поколения читателей необходимо обратить внимание на формирование семейных традиций чтения и политику СМИ в отношении развития читательской культуры. Разъяснять, где настоящая литература, а где ширпотреб.
Немало проблем в книгоиздании и книготорговле. Книга должна быть доступной. К примеру, себестоимость моей последней книги – 17 тысяч сумов, «Китоб олами» продает ее за 25 с половиной тысяч. Дорого! Кто ее купит? Я сам бы не купил. Это мое мнение, потому что пишу книги. Распоряжение главы государства воспринимаю как праздник на моей улице.
- Какой жизненный, творческий принцип, мечта вдохновляют, помогают идти по жизни?
- Если продолжить тему о счастье, у меня есть все, что нужно человеку для жизни и большего мне не надо. Очень хочется еще что-то написать, потому что не дает покоя ощущение, что многое упущено, многое недосказано! А если говорить о принципе, то на каждый период жизни – он свой. Неизменным остается один – писатель должен быть честным!
А еще мне, как и моему герою-мечтателю - с позиции жизненного опыта и возраста, очень хочется верить в чудо. В то, что Арал вернется! Ведь это мы, люди, его погубили, потому что затушили сердце свое, мысль свою! Засуха у нас внутри! Верю в то, что будет завтра, и это завтра будет лучше - человек будет свободен, а наша страна – Узбекистан - процветающей! Без этого нельзя. Иначе жизнь не имеет смысла!
Беседовала Ирина Рибар.
Фото Рашида Галиева.
«Правда Востока», 9 июня 2017 года. №112 (28570).
Сайт: pv.uz
Просмотров: 4272