Мансурхан Таиров. Дукчи ишан и Николай Второй
Человек с исторической памятью – это человек с сильной волей.
Повторяю: человек с сильной волей. Каждого члена общества,
независимо от того, кем он является, если будет хорошо знать
своё прошлое, нельзя сбить с пути, на него не подействуют
различные догмы. Уроки истории учат человека бдительности,
укрепляют его волю.
Ислам Каримов
Как повествуют сказители, один шах одного бывшего разбойника, бросившего свой преступный промысел, включил в число своих собеседников и приблизил его к себе. Бывший разбойник умел рассказывать интересные истории и анекдоты, чем радовал всех.
На одном из пиров бывший разбойник увидел, что повара на стол подают фазанье мясо и усмехнулся. Это заметил шах и спросил у него причину смеха. Бывший разбойник не осмелившийся скрыть правду, рассказал нижеследующее: «Мой шах. В то время, когда я занимался разбоем, однажды в степи преградил путь одному человеку. Он не сопротивляясь вытащил все деньги из кармана и отдал их мне. Однако, я боясь, что он потом может рассказать об этом случае, решил его убить. Тогда он взмолился, говоря: «Брат мой, отпусти меня, не убивай. Клянусь Аллахом, у меня к тебе нет никаких претензий. Главное, чтобы я живой и здоровый вернулся к соей семье.» Я оставил без внимания его мольбу и поднял саблю. В это время, в сильном душевном волнении, озираясь по сторонам, он увидел летящую в небе стаю фазанов и закричал, обращаясь к ним «О, фазаны! Вы свидетели: он поступая несправедливо, убивает меня». Он успел сказать это и скончался от удара сабли. Мой шах. Сколько я живу на свете, такого глупца не встречал. Разве может фазан быть свидетелем?! Я усмехнулся, вспомнив слова того глупца». Бывший разбойник закончил свой рассказ и взглянул на шаха: выражение лица правителя помрачнело, а участники пира, сидели уставившись глазами в землю и молчали. Тогда шах сказал : «Фазан выступил свидетелем. Палач, уведи преступника!» …
В результате колониальной политики белого царя, усиливалась национальная дискриминация, увеличивался налоговый пресс и рос социальный гнёт. «Мужикам», переселённым из России были распределены большие площади земли. Для их безопасности была организована полиция. Всё это затрудняло ведение хозяйства местным населением и било по его самолюбию, унижало его. В связи с этим, несмотря на то, что безжалостно были подавлены восстания в Каттакургане, Самарканде, Ташкенте, в 1898 году местное население Андижана, под руководством Дукчи Ишана поднялось против правительства царской России.
Дукчи Ишан был одним из авторитетных шейхов накшбандийского пути духовного совершенствования. Его настоящее имя – Мухаммад Али халфа. Причиной того, что его называли «Шейх дуктарош» или «Дукчи Ишан», было то, что он был мастером по изготовлению «дук» ов (веретён). Он также изготавливал колыбели. Жил согласно принципа «Пусть дух будет с Аллахом, а руки с работой» ( «Дил ба ёру даст ба кор).
Учёный историк Д.Алимова в одном из сайтов интернета поместила статью под названием «История и время». В статье она даёт следующую оценку восстанию под руководством Дукчи Ишана: “Приведу лишь один только пример - касательно истории известного Дукчи Ишана, возглавившего выступление населения Андижана в 1898 г. против царской администрации. Конечно же, это было национально-освободительное движение. Однако возведение Ишана в исторической публицистике в национального героя не правомерно. Ведь здесь необходимо углубленное изучение его взглядов и позиций. Исследование произведения самого Дукчи Ишана “Ибрат ал-Гофилин” показывает его узкое мировоззрение и скудость интеллекта, выявляет разнохарактерность целей участников восстания и его предводителя. Амбиции Дукчи Ишана, реализованные посредством религии и экономических требований участников восстания, уставших от беспредела колониальных властей, вынудили его возглавить выступление, а не отнюдь высокие мотивы освобождения Родины. Сам он мечтал о создании внеэтнического суверенного исламского государства, возрождении истинного ислама и призывал к газавату. К счастью, сейчас в этом вопросе поставлены точки над i публикацией Б.Бабаджанова (Б.Бабаджанов. “Андижанское восстание 1898 года: Дервишский газават или антиколониальное выступление?’) //“0‘гbекitоп tаrixi”, 2001, №2.)”
Я внимательно прочитал приведённую цитату и задумался: почему в этом вопросе поставлены точки над i, что этим хочет сказать учёный историк? Что это означает: что исследование истории Дукчи Ишана завершилось или запрещено называть Мухаммада Али халфу национальным героем? Это в то время, когда мы снова и снова должны возвращаться к прошлому нашей Родины – матери, к истории её дукчи ишанов. То есть в этом вопросе ни Д. Алимова, ни Б.Бабаджанов не могут поставить точку. Кстати, в своё время многие «чужеземцы» намеревались поставить такую точку и в некоторых вопросах, в какой-то степени этого добились. Мы не сомневаемся, что Д.Алимова, как историк, этому может привести намного больше примеров. Этот горький опыт учит, что мы не должны торопиться ставить точку в понимании нашей истории. То есть, время истинного изучения прошлого нашего народа наступило только теперь. Каково бы ни было наше прошлое, оно наше и правдиво донести его до народа долг наших историков. По земному шару прошло много исторических личностей, которые из-за своих личных амбиций поднимали и вели сотни тысяч людей, такие личности будут появляться и в будущем. Я нигде не читал и не слышал, что историческая наука должна заниматься только личностями, которые не имели личных амбиций…
Действительно Дукчи Ишан, как руководитель восстания допустил некоторые ошибки, доказательством чего могут послужить многие факты. Но его самый большой недостаток, по-моему, это то, что его восстание потерпело поражение. Если бы Дукчи Ишан одержал победу, думается его амбициям была бы дана другая оценка. Когда Спартак повёл римских рабов в борьбу за свободу, возможно он думал прежде всего о своей свободе, о своём самолюбии? Или его целью было только освобождение других? А Емельян Пугачёв? А Степан Разин? Что, у них не было личных амбиций? Почему им даётся иная оценка, чем Дукчи Ишану? История не торопится в этих вопросах ставить последнюю точку, стирать соответствующие имена со своих страниц!
«777 участников восстания Дукчи Ишана было арестовано и по их делу проведено следствие. Многие из них не вытерпев избиений и других мучений, скончались в тюрьме. После расследования состоялся суд над 415 участниками восстания. 32 из них были признаны не виновными и оправданы. 380 были признаны виновными и приговорены к смертной казни. Один человек был приговорён к пожизненному заключению, трое были приговорены к отбыванию срока в исправительном лагере. Однако, согласно помилования императора из 380 человек только 18 были повешены (по другим сведениям – 21 человек). Остальным 362 лицам наказание было облегчено: 3 человека – на пожизненную ссылку, 147 – на 20 лет, 41 –на 15 лет, 1 человек на 13 лет, 1 человек – на 8 лет, 47 человек – на 7 лет, 4 человека –на 4 года. 15 человек было сослано в Сибирь, а трое несовершеннолетних были посланы в исправительную колонию» («Русский инвалид», 1898, №127). Эта трагедия явилась результатом того, что Дукчи ишан слабо руководил полуголыми, полуголодными повстанцами, «вооружёнными» кетменями и вилами и античеловеческими порядками, установленными в Туркестанском крае императором России Николаем вторым.
«Ишана подвели под виселицу. Попытались снять кандалы с его ног, но кажется не смогли и разбили ударами молота. Кандалы других его соратников также были разбиты молотом… При возведении виселицы, под ней оказывается были подготовлены ямы, глубиной ниже роста человека и сверху покрыты циновками. Пришла группа солдат и разрубила верёвки. Все свалились на землю. После этого привезли одну арбу извёстки, шесть человек бросили в две ямы, сверху насыпали извёстку, закидали землёй. После того как была засыпана земля с аршин, опять была посыпана извёстка. Извёстку смешали с зёмлёй и с силой растоптали…»...”( Фозилбек Отабек угли. История Дукчи ишана. Т., «Чулпан», 1992, стр. 52,54-55. Фозилбек Отабек ўгли. Дукчи эшон воқеаси. Т., “Чўлпон”, 1992, 52, 54-55 бетлар).
Почему режим, который повесив Дукчи Ишана и его соратников, посыпал трупы извёсткой, чтобы даже кости их не сохранились, пытавшийся скрыть даже место захоронения, допустил, чтобы сохранилась книга “Ибратул ғофилийн” самого Дукчи Ишана халфы, «показывающая его узкое мировоззрение и скудость интеллекта, выявляющая разнохарактерность целей участников восстания и его предводителя?! Прежде всего, насколько историки уверены, что книга “Ибратул ғофилийн” принадлежит именно Дукчи Ишану? К тому же, есть авторы, которые в противовес Б.Бабаджанову, об этой книге высказали положительные мнения. Так, писатель С.Сиёев отмечает, что он уверен, что книга “Ибратул ғофилийн” «несёт удивительный свет верующим, наполняет душу божественными чувствами» («Звезда – на небе Андижана». Предисловие к книге.// Фозилбек Отабек угли. История Дукчи ишана… стр.4. - “Юлдуз - Андижон осмонида". Китобга сўзбоши // Фозилбек Отабек ўғли. Дукчи эшон воқеаси..., 4-бет). Когда я думаю об отрицательной оценке, данной Д.Алимовой Мухаммаду Али и его личности, меня посещает следующие мысли. Канувшая в историю империя пыталась полностью фальсифицировать нашу многовековую историю и превратить нас в манкуртов. Неужели печать, рудименты этой империи продолжают вводить в заблуждение наше сознание, мышление?! Эта империя из смеси земли и извёстки над трупом Дукчи Ишана воздвигла надгробие. Не выводим ли мы второпях на нём своё заключение о том, что эта личность следовала только своим личным амбициям? Ведь на пути к независимости, как умели боролись Абдулла Кадыри, Абдурауф Фитрат, Абдулхамид Чулпан. По-своему вёл борьбу и Дукчи Ишан. В истории борьбы за свободу Родины разве только один Дукчи Ишан, как руководитель, не имел необходимых качеств, которые бы привели к победе? Ведь многие люди с множеством достойных качеств зачастую прятались по углам и мирились с властью, не входя с нею в конфликт. Такие наши соотечественники, подобные Кадыркулу мингбаши (староста, тысяцкий), которые могли бы ответить требованиям Д.Алимовой, к сожалению в руках царской России были превращены в орудие подавления свободы Туркестана. Такие лица, когда речь шла о «Родине», под ней понимали руку, подающую им помои с куском хлеба и кость, которая осталась от собак. Возможно, кому-то не нравится то, что восстанием руководил Дукчи Ишан, являвшийся религиозным предводителем? Однако в истории много фактов, когда борьбой за свободу Родины и народа руководили личности, принадлежащие к этой категории людей. В качестве примера, думается, достаточно назвать имена шейха Нажмиддина Кубро, возглавившего борьбу населения Хорезма против полчищ Чингизхана, верующую девственницу Жанну д,Арк, 600 летие которой отмечается в этом году, закалившуюся в борьбе за свободу Франции, религиозного деятеля Мартина Лютера Кинга – который пожертвовал жизнью в борьбе за права и свободы чернокожего населения Америки?!
Что скажете на то, что через несколько лет, после жестокого наказания Дукчи Ишана и его соратников, ещё более страшную смерть нашёл император России Николай Второй?
Николай Второй был императором России в 1894-1917 годах. В 1917 году, после февральской революции его вынудили отречься от престола. После того как, последний Романов передал правление временному правительству, в Россия разгорелась гражданская война. Царя, находившегося под домашним арестом, временное правительство сначала отправило в Сибирь, потом большевики - на Урал. Затем Николай Второй с членами семьи был казнён в городе Екатеринбурге. Современники и историки по разному характеризуют последнего правителя России. Большинство придерживается взгляда, точки зрения, что его потенциал не был таким сильным, чтобы ликвидировать политический кризис, охвативший Россию.
… Царь был умным, образованным, грамотным человеком. Он надолго запоминал имена людей и был обаятельным собеседником. Царь хорошо знал историю и любил серьёзные исследования в этом направлении. Он любил физический труд, не мог жить без этого…
…Основной чертой характера царя была душевная мягкость…
… Если говорить о любви императора к России, то нужно сказать, что он Родину любил так, что невозможно представить. Россия для него была также дорога как и христианство: он не мог отказаться от веры и не покинул Родину…
… Царь ни величием, ни словами не завоевал сердца солдат. Он не смог поднять их дух и очаровать их. Он сделал всё, что мог, поэтому его трудно считать виновным. Однако, он не смог повести народ к высоким рубежам (А.А.Брусилов).
О нём несправедливо говорят, что он болезненный, глуп, невежественен… Он был простым гвардейским офицером (А.П.Чехов).
Основные события жизни Николая Второго состоят из следующего. Будущий царь по приказу императора Александра Третьего получил образование и воспитание на религиозной основе. Николай в течение 13 лет учился по специальной программе. Первые 8 лет обучения велось на основе программы гимназии. Особое внимание обращалось на политическую историю, русскую литературу, английский, немецкий и французские языки. Последние пять лет он изучал военное искусство, право и экономику, что нужно было для управления государством. Доклады читали знаменитые на весь мир учёные Н.Бекетов, Н.Обручев, Ц.Кюи, М.Драгомиров, Н.Бунге, К.Победоносцев и другие. Пресвитер И.Янищев разъяснял наследнику престола основы права в тесной связи с богословием и историей религии.
В 1894 году Николай Второй женится на немецкой принцессе Алисе Гессенской. После этого царица стала именоваться Александрой Фёдоровной. У них сначала родились четыре дочери: Ольга (1895), Татьяна (1897), Мария (1899) и Анастасия (1901). В 1904 году в Петергофе родился пятый ребёнок , единственный сын – царевич Алексей Николаевич.
Год от года тускнело солнце империи. 25 февраля 1917 года Николай Второй своим манифестом остановил деятельность Государственной Думы. Такое решение ещё более обострило кризисную ситуацию в России. В результате этого Николай Второй вынужден был отречься от престола 2 марта 1917 года. Отрекшийся от престола царь с семьёй с 9 марта по 14 августа 1917 года жил в Царском селе в Александровском дворце под домашним арестом. 14 августа 1917 года опять с семьёй был отправлен под охраной 7 офицеров и 337 солдат в Тюмень.
После того как к власти пришли большевики, семья императора из Тюмени была переселена в Екатеринбург. Они были размещены в доме горного инженера Н.Ипатьева. Вместе с семьёй императора жили ещё пять человек, которые их обслуживали - камер-лакей А.Трупп, служанка Александры Федоровны А.Демидова, повар И.Харитонов и помощник повара Л.Седнёв. Семья царя прожила здесь последние 78 дней своей жизни.
12 июля 1918 года принимается решение о казни императора и членов его семьи. До сих пор держится в тайне кто, когда и почему принял такое решение, где хранится оригинал данного решения. Впоследствии «появился» сфабрикованный документ, что царь и члены его семьи были казнены по решению Уральского совета рабочих, крестьян и солдат. Император России, его супруга и дети, доктор Боткин и прислуга царской семьи (кроме помощника повара Л.Седнёва, видимо он был предателем агентом - за несколько дней до трагедии был отстранён от работы и выгнан из дома), были казнены в ночь с 16 на 17 июля в доме Н.Ипатьева в Екатеринбурге – в «Специальном полномочном доме». Все личные вещи и имущество семьи царя после казни были похищены (в одежде супруги Николая Второго и дочерей были спрятаны золотые цепочки, драгоценные украшения и камни).
В день казни члены семьи Николая Второго и вся прислуга, как обычно, легли спать в 22 часа 30 минут. Ровно через час, сюда явились два человека со специальным поручением. Они вручили начальнику стражи П.Ермакову и коменданту дома Я.Юровскому решение о казни и потребовали срочно исполнить приговор. Разбуженным членам семьи царя и всей прислуге было сказано, что на город наступает армия белых, что во время боя дом может подвергнуться обстрелу и в связи с этим необходимо всем спуститься в подвал дома. Когда все спустились в подвал, приговор был объявлен и началось исполнение казни. Это страшное «мероприятие» завершилось в час ночи (Эти строки я пишу с болью в сердце и со слезами на глазах – М.Т.).
Приведшие в исполнение казнь солдаты, согласно списка, имевшегося в руке у Я.Юровского, были венгерскими стрелками. Эти солдаты вовсе не владели русским языком, с Я.Юровским разговаривали по немецки.
Адмирал А.Колчак, объявленный движением белых Верховным правителем России поручил сыщику Н.Соколову провести расследование в связи с казнью Николая Второго и членов его семьи. Однако в связи с тем, что Колчак был расстрелян, была установлена Советская власть, а Н. Соколов скончался в Париже, расследование не было доведено до конца. В 1991 году на основе данных Н.Соколова, были найдены останки трупов членов императорской семьи (эти трупы были в 1979 году найдены работником МВД Г.Рябовым и снова погребены). Летом 2007 года на Старо-коптяковской дороге снова были начаты поисковые работы. На этот раз проводится поиск останков двух членов семьи царской семьи (царевича Алексея и царевны Марии), не найденные в 1991 году. Наконец, вблизи от места захоронения императора, были найдены останки мальчика лет 10-13 и девушки лет 18-23. Согласно заключения археологов и экспертов Екатеринбурга подтверждается, что эти останки принадлежат царевичу Алексею и царевне Марии. Следы, свидетельствующие о том, что дети Николая Второго разрублены, были найдены в их плечевой части. Кроме этого на черепе обнаружены отверстия от попадания пули. Могильная яма, куда были брошены трупы Николая Второго, членов его семьи и прислуги, была засыпана землёй, смешанной с извёсткой и кислотой.
Живший в то время В.Коковцев, так описывает отношение масс к страшной казни: «В день, когда была объявлена прискорбная весть, я дважды выходил на улицу, объехал город на трамвае, однако нигде не увидел хотя бы немножко жалости, сожаления, скорби. Новость объявлялась громким голосом, иронично и насмешливо… Царил дух какой-то бессердечности, кровожадности и гордыни. Со всех сторон раздавались презрительные слова: «Давно бы так», «Попробуй-ка ещё царить.», «Николашке - крышка», «Дружок Романов, кончилась твоя игра»...
Останки императора и членов его семьи 17 июля 1998 года были привезены в Петропавловский фамильный склеп в городе Санкт-Петербурге и захоронены. Николай Второй был объявлен святым мучеником. Чтобы увековечить его память на месте дома Ипатьева в Екатеринбурге был возведён величественный храм.
Схожесть трагической судьбы двух людей, живших в одно время и в одном государстве заставляет человека содрогнуться. Думается, мы будем не правы, если сделаем вывод, что Мухаммад Али халфа, достигший статуса пира - наставника накшбандийского пути духовного совершенствования и живший за счёт своего ремесла веретенщика, возмечтал жить как Худаярхан и на пути своих личных амбиций принёс народу несчастье. То, что он мужественно перенёс все мучения в тюрьме и не предал никого из участников восстания, что он не умолял правительство царской России его простить, даёт нам основание назвать его стойкой личностью, настоящим патриотом своей Родины. Хамид Зияев в своей книге «Борьба в Туркестане против Российской агрессии правления» - “Туркистонда Россия тажовузи ва ҳукмронлигига қарши кураш” (Тошкент, “Шарк", 1998 г), устами Фазилбека Отабек угли излагает следующее: «Якуб курбаши и Кадыркул мингбаши искали в стороне Арсланбаба. Люди сказали, что они видели Ишана в этой стороне. Поэтому они преградили Ташкуприкскую узкую дорогу, вблизи местности Арсланбаб. Ишан пошёл по этой дороге и на Ташкуприке встретился с ними. Якуб курбаши сразу спрыгнул с лощади и побежал, якобы, чтобы поздороваться со словами «О.господин! Я жду Вас, чтобы помочь». Ишан тоже сошёл с лощади и со слезами на глазах обнялся с ним. А он поднял Ишана, подмял под его себя, позвал людей и связал Ишана. Затем схватили ещё троих сподвижников Ишана и всех четверых связали. Быстро подъехал и Кадыркул мингбащи и увидев Ишана сказал «Мерзавец! Ты же всех разорил!». Ишан, кроме слов «Оба умрите сойдя с ума! Умрите, избивая себя руками, которыми вы предали нас русским, кусая себя ртами, которыми нас оскорбляли» больше ничего им не сказал» (та же книга, стр. 32). Этот же автор о судьбе одного из двух проклятых предателей – Кадыркула мингбаши, дальше сообщает нижеследующее: «Что удары и политика главного старосты города Кадыркула мингбаши были чрезмерно строгими и безжалостными было хорошо известно горожанам… Ведя такую политику в городе староста заболел манией избивания. Кто бы не встретился на его пути, он не отпускал его, пока его не изобьют». В результате этой мании, он избил одного богатого армянина, имевшего магазины. Тот, не стерпев унижения пожаловался губернатору, стороннику финансовых вложений, подал в суд, В результате чего, мингбаши, служивший деспотизму был с позором снят с должности, уехал в один из кишлаков Коканда, в тоске о власти, сошёл с ума, скончался нанеся себе телесные повреждения. Колониальные власти не стали считаться с его заслугами перед ними. Мощный капитал богатого армянина свалил его”. (Та же книга,стр.48-49).
Если мы опираясь на эту поучительную историю, скажем, что сбылось проклятие Дукчи Ишана в адрес Кадыркула мингбаши, возможно над нами будут смеяться. Однако, трагедия случившаяся с таким императором, как Николай Второй, то, что на его труп также была посыпана извёстка с кислотой вперемешку, конечно заставит всякого изумиться и задуматься. Заставляет задуматься особенно и то, что 5-6 солдат, казнивших императора, являются детьми венгерского народа, являющегося выходцем из нашего края и по воле судьбы оказавшегося в Европе.
Русский народ объявил своего сына и императора Николая Второго святым мучеником, на месте казни его казни возведён величественный храм. Останки последнего императора были перенесены в фамильный склеп Романовых, ему были возданы соответствующие почести и уважение.
Думается, возможно и нам было бы целесообразно, учитывая, что простой люд, вышедший из кишлака Мингтепа, под руководством Дукчи Ишана выступил против гнёта правительства царской России и объективно признавая, что этим самым были проявлены настоящее мужество, героизм, принять меры по увековечению их имени…
Журнал «Тафаккур». 4/2012, 66-71 стр.
Примечание:
Дук – веретено
Дукчи – веретёнщик, мастер по изготовлению веретён
Ишан – духовное лицо
Курбаши – начальник местной полиции в Туркестанском крае царской России
Мингбаши –староста, тысяцский
Халфа – знаток шариата
Худаярхан – один из последних правителей Кокандского ханства, живший в ХIХ веке
Шариат – свод мусульманских религиозных, уголовных и гражданских законов и правил, основанных на Коране
Шейх – духовный наставник