Юрий Флыгин. Ранние страницы иcтории Национального университета Узбекистана
(К 95-летию НУУз)
Национальному университету Узбекистана имени Мирзо Улугбека, одному из крупнейших высших учебных заведений не только нашей страны, но и всей Центральной Азии, весной 2013 года исполнилось 95 лет. За долгий период своей славной истории он сменил несколько названий – Туркестанский народный университет, Туркестанский государственный университет, Среднеазиатский государственный университет, Ташкентский государственный университет. И, наконец, в соответствии с Указом президента Узбекистана от 28 января 2000 года он получил нынешнее название: Национальный университет Узбекистана.
О его истории существует довольно обширная литература. Однако до сих пор остается относительно малоизвестным самый ранний период жизнедеятельности университета, когда он существовал в статусе «народного университета». Туркестанский народный университет, основанный 21 апреля 1918 года, явился фундаментом не только для НУУз, но и для ряда других высших школ Узбекистана и соседних государств.
Идея создания в Ташкенте, административном центре Туркестанского края, высшего учебного заведения имела некоторую предысторию. К началу Первой мировой войны в Российской империи имелось весьма большое количество высших учебных заведений самого разного профиля. Но из более чем ста вузов только четыре приходились на Зауральскую Россию (Сибирь, Дальний Восток, Туркестан). Из них три находились в Томске и один во Владивостоке. С начала XX в. неоднократно высказывались предложения открыть вуз в Ташкенте. Одной из первых была идея русского туркестанца М.М.Вирского, который предлагал создать в Ташкенте Восточный институт по примеру аналогичного учебного заведения во Владивостоке, открытого в 1899 году. Часто также упоминают об инициативе петербургского востоковеда С.Ф.Ольденбурга, по его мнению, Ташкент являлся подходящим местом для создания научной школы, деятели которой могли бы «изучать не только русские среднеазиатские владения, но и Персию, Афганистан, Кашгарию, Тибет и даже Китай и Монголию». Но Ольденбург имел в виду создание не учебного, а научно-исследовательского учреждения.
Региональное отделение Общества востоковедения, Городская дума, во главе которой в тот период находился яркий и даровитый деятель Н.Г.Маллицкий, со временем получивший известность ученого-географа и востоковеда, также поддерживали предложение об организации в Ташкенте высшего учебного заведения.
Но все эти предложения, вообщем-то, были из области маниловских проектов – они не были обеспечены ни административной, ни финансовой поддержкой. Исключением, пожалуй, можно назвать предложение центральной власти «об открытии... сельскохозяйственного института в Ташкенте». Начавшаяся война помешала выполнению этого плана.
Инициатором самой первой попытки создания в Ташкенте учебного заведения востоковедческого профиля явился первый Туркестанский генерал-губернатор К.П. фон Кауфман, а основным разработчиком – первый в Туркестанском крае Главный инспектор учебных заведений А.Л.Кун. Они предлагали создать институт восточных языков, который бы готовил для нужд краевой администрации переводчиков, владеющих восточными, в первую очередь, местными языками.
«В институте предполагается, – писал в своей докладной записке от 28 февраля 1880 г. Кун Кауфману, – при пятилетнем курсе... изучение практически и теоретически следующих языков: арабского, персидского и тюркских наречий, истории и литературы народов, говорящих на этих языках, кроме того, восточной каллиграфии, разбор восточных рукописей и манускриптов, топографии, общих сведений естественной истории и составление научных коллекций».
Правда, несмотря на свое название, предполагавшееся учреждение не мыслилось полноценной высшей школой, оно проектировалось «на правах среднего учебного заведения». Однако из-за неожиданной болезни и последовавшей в мае 1882 года смерти генерал-губернатора К.П.Кауфмана, данный проект не был претворен в жизнь.
После октябрьских событий 1917 года в России идея о создании высшего учебного заведения в Ташкенте оформилась в проект организации в Ташкенте университета.
В начале 1918 года имелось даже два самостоятельных проекта, исходивших, соответственно, из двух источников – от советских властей края и от созданного русской интеллигенцией Ташкента в феврале 1918 года Общества ревнителей высшего образования, объединявшего членов общественных организаций научного и просветительского профиля, существовавших еще с дореволюционных времен. Среди наиболее активных «радетелей» были В.И.Романовский, Г.М.Сваричевский, А.В.Панков, А.Л.Шишов, М.И.Слоним, Р.Р.Шредер и другие. Впоследствии усилия обеих сторон были благоразумно объединены.
21 апреля было объявлено о создании Туркестанского народного университета (ТНУ). Его ректором был избран Александр Васильевич Попов. На торжественное собрание по случаю открытия народного университета собралось множество людей. В этот же день газета «Народный университет», орган нового учебного заведения, на некоторое время, в середине 1918 года, ставшая практически ведущей газетой края, сообщала о создании ТНУ.
Идея университета, всеобщей доступности любого образования привлекла очень многих. Но рождение университета проходило довольно мучительно. Народный университет – явление совершенно новое. Необходимого опыта у инициаторов не было. В Ташкенте не хватало высокообразованных специалистов.
14 мая 1918 года было опубликовано распоряжение (№145) властей Туркестанской советской республики, подписанное председателем Совета народных комиссаров Колесовым и комиссаром по народному образованию Успенским. Оно гласило: «...впредь отменяются все стеснения и преграды к поступлению желающих учиться в том или другом классе любого учебного заведения Туркестанской советской республики. Все вступительные экзамены отменяются. Школы всех рангов и ведомств открыты теперь для всех желающих учиться в них, без различия возраста, национальности, вероисповедания и свидетельств. Единственным условием для поступающих в любой класс любой школы Туркестанской советской республики отныне является желание учиться». Документы о наличии какого-либо образования не требовались даже при поступлении в университет, не было и вступительных экзаменов.
Более того, документы о наличии соответствующего образования не требовались даже от педагогов. Еще 27 февраля 1918 года появился приказ туркестанского комиссариата по народному образованию «О выборности всех педагогических и административно-педагогических должностей». Этот приказ предписывал до конца июля 1918 года организовать выборы всех без исключения лиц, занимающих педагогические и административно-педагогические должности (преподавателей, воспитателей, а также школьных врачей) учебных заведений...». Представление документов об образовании, наравне с рекомендациями «политических партий или иных организаций с изложением своих педагогических и общественно-политических взглядов» в приказе все-таки признавалось желательным. Но тут же заявлялось: «Отсутствие звания учителя или диплома не является безусловным препятствием к занятию должности, и лицо, не удовлетворяющее требованиям в этом отношении, может быть допущено к занятию школьной должности».
Вначале Туркестанский народный университет представлял собой довольно странный образовательный комбинат. Он действовал на основе временного Положения, призванного служить базовым нормативным документом впредь до выработки Устава, «если к тому сложатся благоприятные условия».
В Положении утверждалось, что «Туркестанский народный университет имеет целью служить широкому распространению научного образования и прикладных знаний в Туркестанском крае, привлечению симпатий народа к науке, знанию и искусствам и удовлетворению всех культурных потребностей края в связи с задачами нового времени».
Предполагалось создание некоей громадной образовательной структуры – «единой народной школы», состоящей из разнообразных автономных частей. Положением определялось, что «университет представляет собой высшую ступень единой народной школы. К нему непосредственно подходит средняя народная школа, как средняя ступень и низшая народная школа, как низшая ступень единой народной школы.
... Высшая ступень, собственно университет, распадается на факультеты, средняя и низшая ступень – на отдельные школы.
...Совместно с деятельностью указанных трех ступеней единой народной школы действуют и примыкающие к ним по своим задачам культурно-просветительские и воспитательные, в широком смысле слова, учреждения: детские площадки, школы прикладных знаний и искусств, клубы, театры, организованные народные хоры, библиотеки, читальни, кинематографы, издательские организации.
...Каждая из этих частей-единиц строится на принципе полной самодеятельности в своей сфере и вместе непременно находится в тесной связи с общей организацией одинаковых с нею единиц, а через эту организацию и со всей организацией единой школы».
Было решено деятельность ТНУ начинать немедленно, практически без какой-либо подготовительной работы. В середине июля 1918 года ректор А.В.Попов сообщал: «В два с небольшим месяца возникло и организовалось более сорока отдельных культурно-просветительных, воспитательных и вспомогательных ячеек».
В рамках «факультетов» в летний период открыли различные краткосрочные (трехмесячные) курсы, а с осени предполагалось начать работу долгосрочных образовательных программ по классической вузовской системе. Говоря о целях различных ступеней «народного университета», инициаторы его создания декларировали широкую программу. Газета «Народный университет» писала, что задачей ТНУ является «научить каждого человека самостоятельной работе, помочь каждому разбираться во всех вопросах, которые ставит перед ним жизнь, научить его самостоятельному, разумному чтению книг и умению сознательно оценить каждое слово, привить и вырастить в человеке чувство красоты и любви к науке, вложить в него жажду к широкому самообразованию, открыть дорогу к самостоятельному творчеству, развивая личность каждого человека, его способности и таланты, дать ему возможность выработать свое собственное миропонимание...».
Очень быстро обнаружились многочисленные издержки скоропалительных действий. Уже 25 мая, вскоре после организации школ, ректор А.В.Попов заявил, что «постановка учебного процесса в отдельных школах низшей ступени не стоит пока на высоте, соответствующей идее народного университета. Этого, по его словам, приходилось ожидать от выборов преподавательского состава данной ступени, носивших часто случайный характер голосования при огромном количестве воздержавшихся, именно наиболее сознательных и добросовестных и при уклонении от выборов и работы по разным соображениям многих ценных работников школы».
В конце мая газета «Народный университет», комментируя «кадровый вопрос», поясняла ситуацию: «Выборы преподавателей народного университета некоторой частью населения были поняты как занятие оплачиваемого места; жизнь дорога, образовалось много безработной интеллигенции, очень нуждающейся... Приходили лица с целью заработать, не думая о трудности и ответственности самой работы». Многие школы вскоре после открытия пришлось закрыть для реорганизации.
Контингент учащихся также не отвечал первоначальным представлениям. Сообщалось, что «в иных школах запись доходит чуть не до 500 человек, но когда посмотришь на аудиторию, поневоле является мысль, что аудитория пуста, так как нет тех, для кого создан университет, нет рабочих, приказчиков, прислуги и т.д., потому что всем ясно, что семилетним ребятам место на детской площадке, во всяком случае не в народном университете... взрослых слушателей очень мало, в иных группах их совершенно нет».
На начальном этапе жизнедеятельности ТНУ попутно выяснилось, что многие слушатели рассматривали его как некую площадку для общения. На лекциях – постоянное хождение, разговоры.
Не меньшим препятствием в полноценном выполнении ТНУ своей задачи была «политическая жизнь слушателей и преподавателей университета. Собрания, митинги, комиссии, делегации и депутации, все это не только отнимает у взрослого сознательного гражданина много дорогого времени, но еще и будоражит его жизнь, занимая его сознание целиком, не оставляя ему минуты покоя». Появление в Ташкенте университета в том виде, в каком он был поначалу, многими было воспринято скептически. Его несоответствие высшей школе было слишком очевидным. Непрофессионализм явственно проявился при составлении программ. Предлагалось в начальной школе изучать микробиологию. Или, например, предлагалась программа курсов по этике. Среди ее пунктов: интуитивная теория нравственности, императив Канта…
Трудно представить, что подобная тематика была актуальной для туркестанцев в 1918 году.
Так называемые «факультеты» ТНУ явно слабо представляли свое назначение. Вот объявление о наборе на сельскохозяйственный факультет. Призывая потенциальных студентов, авторы объявления обещали «научить всех, как пахать, удобрять землю ... как садить [так в тексте – Ю.Ф.] растения, ... как дерево подрезывать, поливать ... как доить корову». «Доить корову» записалось более 300 человек – все горожане, не помышлявшие о жизни в деревне.
Ректор А.В.Попов не жалел усилий для исправления недостатков, каждый день он объезжал структурные подразделения ТНУ, проводил совещания, беседовал с учащимися, преподавателями, другими заинтересованными людьми, писал разъяснительные статьи для газеты «Народный университет». В одной из таких статей он отмечал: «Нужно ценить нежные ростки новой народной школы... и дать им скорее материальную и правовую опору... Жизнь сама исправляет ошибки этой новой школы. Теоретические курсы заменяются практическими, лекции беседами. Неинтересные курсы и неинтересные преподаватели отходят... Аудитория становится все более и более народной...».
В разных структурных подразделениях ТНУ, в первую очередь в его высшей ступени, претендовавшей на вузовский статус, работали многие интеллигенты из русских туркестанцев, некоторые из них давно снискали научную известность. Среди них – Н.С.Лыкошин, Н.Г.Маллицкий, Л.В.Ошанин, П.П.Цветков, А.В.Панков. На курсах естественно-математического факультета преподавал ташкентский врач В.Ф.Войно-Ясенецкий, позднее ставший известным деятелем Русской Православной Церкви, епископом Лукой.
Несмотря на то, что народный университет в Ташкенте еще был в стадии становления, уже вынашивались замыслы создания многочисленных отделений «университета» в разных городах Туркестана. Уже с осени предполагалось открыть таковые в Самарканде, Ашхабаде, Верном, Коканде, Мерве, Кагане и других городах.
Кроме того, намечалось открыть учительские институты в Ашхабаде, Фергане, Самарканде, Пишпеке.
В ряде городов имели место инициативы местной интеллигенции по открытию собственных народных университетов в Самарканде, Андижане, других городах.
Самаркандский народный университет был открыт 10 июня 1918 года. Центральная туркестанская власть не одобряла появление на местах самостоятельных, не зависимых от ташкентского центрального «университета», учебных заведений.
В пылу революционного увлечения идеей «университизации» края, очевидно, упустили из виду такое обстоятельство, как отсутствие преподавательских кадров для такого множества «университетов». Даже Народный университет в Ташкенте, административном, культурном и образовательном центре края, испытывал недостаток квалифицированных специалистов. А каковы были шансы найти их в Мерве, Кагане?
12 мая 1918 года была открыта так называемая мусульманская секция Туркестанского народного университета. «Она, – как писала местная газета, – именно как секция, отделение общетуркестанского университета является фактом и вместе символом истинно культурного сближения Европы и Азии, для которого могут найтись свои основания и в религиях обеих стран, так как лучшее в европейской культуре Запада согрето лучами солнца, взошедшего на Востоке».
Известный еще с дореволюционных времен ташкентский мусульманский деятель А.Еникеев в начале июня 1918 года опубликовал статью, озаглавленную «Краткая история возникновения в Ташкенте мусульманской секции народного университета». Он писал, что мусульманская секция ТНУ так же, как и «русская», должна состоять из трех ступеней – низшей, средней и высшей. «Но в виду невозможности, – пишет он, – в данное время осуществить этот принцип признано необходимым открыть пока только одну низшую ступень, как для мужчин, так и для женщин. Предположено открыть всего 24 школы низшей ступени в двух частях города, но до сего времени открыто всего лишь 12 школ...».
Собственно говоря, некоторые из этих школ появились несколько ранее самой мусульманской секции. После февральских событий 1917 года небольшая группа мусульман, обучавшихся в русских средних учебных заведениях Ташкента, образовала кружок учащейся мусульманской молодежи. Задачей кружка они определяли культурно-просветительную деятельность среди мусульманского населения. Было открыто две школы на небольшие средства, предоставленные татарской организацией «Иттифак».
Учеников в эти школы сначала записалось около 400 человек, но через некоторое время регулярно посещающих осталось менее 70. Многие записавшиеся были не готовы к систематическим занятиям, почему-то было распространено мнение, что если речь идёт о «новой школе», то и знания там будут усваиваться как-то по-новому, очень быстро и, главное, без собственных усилий. Похожее мнение, кстати, имело хождение и в «новых» русских школах. Преподавателей, требовавших систематического выполнения учебных заданий, обвиняли в буржуазных подходах, «старорежимных методах», игнорировании положения рабочего класса.
Организованные наспех, эти школы оказались не работоспособными. Их приходилось закрывать. Для реорганизации начальных школ, действовавших под эгидой мусульманской секции ТНУ, была создана специальная комиссия из четырех человек, в их числе Абдулла Кадыри и А.Еникеев.
Дело тормозилось и тем, что не было единого мнения о школьных программах. Активный деятель мусульманского просветительского дела Мунаваркари Абдурашитханов считал, что школы для коренного населения должны иметь конфессиональный характер, главным в них должно быть религиозное образование. С этим не все были согласны.
День 12 мая, в соответствии с Указом президента Узбекистана И.А.Каримова от 28 января 2000 года, был определен как дата основания нынешнего Национального университета.
До сих пор практически нет сведений о жизни и деятельности первого ректора первого университета в Средней Азии Александра Васильевича Попова. Лишь в одном из юбилейных сборников по истории Ташкентского университета сообщалось, что он «видный деятель народного образования..., ранее преподаватель одной из петроградских гимназий, приват-доцент Высших женских курсов».
Архивные изыскания позволили выявить ранее неизвестные факты из биографии первого ректора Национального университета Узбекистана. Александр Васильевич Попов – питомец Санкт-Петербургской Духовной академии. После ее окончания он учился в Санкт-Петербургском университете, преподавал в разных учебных заведениях Закон Божий и пользовался в этом качестве большим успехом.
Ректором ТНУ А.В.Попов был до 5 декабря 1918 года, когда Советом народного университета вместо него был избран новый ректор – Г.Н.Черданцев.
Первые месяцы существования ТНУ показали, что для его полноценного функционирования необходима огромная организационная работа, при которой недопустима поспешность. Университету требовалась, в первую очередь, кадровая помощь. Решить эту проблему в Ташкенте собственными силами было невозможно.
Полноценное становление ТНУ в качестве высшего учебного заведения состоялось лишь в 1920 году, после прибытия в Ташкент так называемых «поездов науки», с большой группой высококвалифицированных российских ученых и педагогов. Многие из них пожертвовали состоявшейся научной карьерой ради идеи создания первого университета в отдаленном регионе.
«Звезда Востока», № 2, 2013
____________
Юрий Флыгин - Историк, публицист. Родился в 1950 году. Окончил исторический факультет Ташкентского госуниверситета. Автор многочисленных научных работ, опубликованных в Ташкенте, Москве, Оренбурге, Алма-Ате, Бишкеке, Душанбе, Самарканде, Бухаре. В 2011 году занял первое место на конкурсе русскоязычной журналистики Узбекистана в номинации «Публицистика».