Дилмурод Холдаров. Между берегами
Дилмурод ХОЛДАРОВ,
старший преподаватель УзНУ
Родился в 1962 г. В Мархаматском районе Андижанской области. В 1989 году окончил ТашГУ (ныне НУУз) факультет узбекской филологии. В настоящее время является старшим преподавателем кафедры мировой литературы и теории, работает над кандидатской диссертацией, посвященной проблемам стиля современной узбекской повести, имеет около 20 научных публикаций. Печатался в сборниках научных трудов, журнале «Шарк Юлдузи».
МЕЖДУ БЕРЕГАМИ
Повесть «Люди войны» Назара Эшонкула, хорошо известного узбекским читателям, напечатана в журнале «Звезда Востока». Теперь и русскоязычные читатели могут познакомиться с творчеством писателя. Чем же привлекает повесть, в чем ее художественный замысел?
Назар Эшонкул вошел в мир литературы повестью «Люди войны», написанной в традиционной манере. Уже в этой дебютной повести отчетливо чувствуется неповторимая творческая манера автора, его умение создавать образы героев со сложными характерами. Требуется активная интуиция читателя для того, чтобы понять это произведение, чтобы осознать его замысел, скрытый в подтексте, чтобы войти в психологию повести и в ее тональность, чтобы почувствовать реальность во всей ее сложности. В узбекской литературе ХХ века немало произведений как прозаических, так и поэтических, написанных о войне. Большинство из них написано авторами, которые сами непосредственно пережили войну. Назар Эшонкул не был участником военных событий. Читал о войне в книгах, слышал рассказы об ужасах войны от бабушек и дедушек, всем сердцем прочувствовал их.
В повести нет открыто-лобовых сентенций о том, что надо ценить мир, жизнь под спокойным небом, что жизнь коротка. Но в своеобразную художественную ткань повести включено предание, связанное с образом Бойхун бобо, что помогает раскрыть творческий замысел автора. В центре каждого эпического произведения всегда стоят проблемы изображения человека и его духовного мира, его качеств и пороков, душевных переживаний. Любое произведение, не содержащее полноценного изображения человека, полнокровного описания жизни во всей ее сложности, – ущербно. Интересная тематика, захватывающие динамичные события сами по себе не обеспечивают полноценности произведения, в повести Н. Эшонкула изображаются полноценные реальные образы живых людей, их сильные и слабые стороны. Особенно отчетливо представлены образы, связывающие все звенья сюжетной цепи, хотя в произведении речь идет о войне, уничтожившей многие и многие человеческие жизни, в подтексте лежит проблема влияния войны и порожденных ею отрицательных последствий, ее влияние на психику человека в целом.
Автор устами своей героини Анзират заявляет: «Она чувствовала, что на двух берегах одной реки две жизни. Одна, не покладая рук, создавала, другая постоянно грабила. Ей казалось, что тот, другой, берег является берегом, приносящим несчастье». Река символизирует человеческую жизнь, является знаком всего бытия. В человеке всегда борются два чувства: добро и зло. Оба – порождения бытия. И в том, и в другом таится жизнь. В течение всей своей жизни человек бросается то к одному берегу, то к другому. У обоих есть вкус жизни. Вот только один из них причастен к вечности, что не просто дается. А человек по своей натуре предпочитает все легкое. Постоянная же победа добра над злом бывает только в сказках. Писатель испытывает человека двумя такими берегами и вскрывает внутренние упорядоченные и беспорядочные мысли героев. Устраивает для читателей путешествие в мир предков. А устами Бойхун бобо выдвигает поразительную по своей глубине философию: «Если не найдете землю без войн, ваш мир разрушится: брат будет предавать брата, друг – друга, жена – мужа, люди станут лгать друг другу. Где проливается кровь, там рождается предательство. Счастье отвернется от этих мест, люди станут изучать не науку жизни, а науку убийства. Война все сотрет с лица земли, и из этого рода никого не останется. Все вы превратитесь в заблудившихся людей войны. Поддержите своих собратьев, которые ушли на поиски мирной земли. Если найдете такую землю, приведите и других туда…».
На наш взгляд, в данном отрывке выражена основная идея повести. Ее действие начинается с возвращения когда-то здорового Нормата полвона с фронта инвалидом. Читатель проникается духом произведения и, благодаря мастерству писателя, чувствует себя включенным в среду героев повести. В эпизодах, где описывается отношение героев к происходящему, отражается характер той среды, в которой разворачиваются события повести. Чтобы показать, как они горюют, гримасничая, отворачивали свои лица, поднимали брови, держались за воротники и потом опускали их, с губ слетали вздохи с причмокиванием, выражающим удивление. Главный герой повести Нормат выступает в роли объектива, наблюдающего происходящее. Н. Эшонкул изображает сложное состояние людей села военного времени: их внешний и внутренний мир, психологию и чувства героев глазами Нормата. Нормат благодарит творца за возвращение домой с войны живым и мечтает посвятить оставшуюся жизнь жене, детям и жить, делая добро этим людям. Услышав, как жена Анзират, ласкаясь, сказала, что ей хочется мяса кеклика, решает, что «все это ни на что не променяет».
Художественный замысел произведения раскрывается постепенно. Такая постепенная подача событий является особым способом завязки, подготавливающей развязку. Писатель акцентирует внимание на мелких деталях, чтобы навести героя на мысль о других тайных случившихся событиях. Изменения в психологии Анзират, ее поведение во время обеда, ее стремление оправдать свой проступок инвалидностью Нормата – все это становится объектом психологически точного изображения. В тексте нет излишних немотивированных, неубедительных деталей. В конце концов, Нормат полвон узнает об измене жены. Тяжелые, мучительные мысли, противоречивые чувства героя, их стремительный порыв превращают читателя в соучастника событий. Справедливый вопрос «Почему так случилось?» мучит и героя, и читателя одновременно. Нормат страдает. С одной стороны, ужасы четырехлетней войны, стремление остаться в живых, вернуться к семье, с другой – измена жены, мысли о том, что дети осиротеют при живом отце, и вывод, к которому он приходит: «Меня сначала обманули, сказав, чтобы я ехал на войну, потом обманули на войне, да и отправили на войну, чтобы соблазнить мою жену, обманули, чтобы сделать свои дела на войне, его все обманывали, обманывал каждый встречный, обманывали с первых дней его возвращения, обманывали на дорогах, обманывали в госпитале, его вернули домой, чтобы показать ему это смертоносное событие, потом смеялись над ним, его всегда обманывали». Этот вывод трагичен не только для Нормата. Если человек осознает, что живет обманываясь, то для него жизнь теряет смысл и цену. Писатель использует все имеющиеся у него в арсенале слова и выражения, символику, детали и другие образные средства для раскрытия сложившейся трагической ситуации. В этом отношении непростую задачу задает Анзират. Самая страшная трагедия войны передается через судьбу молодой женщины. Она была любимой дочерью и не знала трудностей. Волею судьбы стала женой Нормата. Жила с ним в ладу и согласии, воспитывала детей. Но война перевернула ее жизнь. Анзират обратилась за помощью к председателю колхоза Мирзакулу, чтобы спасти свою маленькую дочь, и стала жертвой его коварства. Сама того не желая, она оказывается на другом берегу реки. Тот берег был берегом, где свил свое гнездо дьявол, вознамерившийся вечно сбивать человека с пути истинного. Автор убедительно вскрывает переживания Анзират, изображает ее страдания и трагедию людей военного времени, избегая при этом одностороннего изображения трагедии Анзират, показывая всю сложность человеческой души. Анзират временами успокаивает себя, оправдывая свои грехи тем, что на все пошла ради спасения детей. Однако она сама не верит в эти оправдания. Писатель старается раскрыть живущее в подсознании Анзират второе Я: «Анзират скучала по ласкам Мирзакула, по тому, как он щекотал ее шею, прикасаясь к ней своим небритым подбородком, по его грубым мужским манерам, по тому, как он гладил ее волосы, как исходил от него чисто мужской запах, запах, приятный и возбуждающий страсть, запах, по которому она скучала три года».
Описывая душевное состояние героини, автор показывает, насколько сложна человеческая психология, как человек всегда стремится оправдать свои проступки. Мы часто бываем категоричны, анализируя образы героев художественной литературы. Кого-то из них оправдываем, других обвиняем. Однако цель исследователя – найти ответы на такие вопросы как: достоверна ли правда жизни, не нарушены ли художественные и эстетические принципы, убедительно ли изображенное в произведении? Назар Эшонкул сумел достоверно и убедительно подать жизненный материал: мы жалеем Анзират, оказавшуюся на берегу измены, в чем-то сочувствуем ей, даже верим Мирзакулу, верим в то, что он, действительно скучает по Анзират, по ее глазам, по волосам с запахом катыка, верим в его страдания и по-человечески жалеем его. Не можем однозначно судить их, не можем принять решение Нормата вернуться домой, после того, как узнали о роковой судьбе Маллавоя. Писатель остается верным жизненной правде. Все трое погибают. Иначе и не могло быть. Остаться в живых Нормату было равносильно потери чести силача-борца. Нормат не смог бы противостоять вековым традициям своих предков. В узбекской литературе немало произведений, разрабатывающих тему женской неверности во время войны (роман У. Хошимова «Меж двух дверей», роман И. Шомуродова «Людоед»). Это подтверждает, что подобные ситуации достаточно часто возникают в реальной действительности военного времени, но причины неверности разные. Одни грешат добровольно, других вынуждают обстоятельства. Мастерство Н. Эшонкула в том, что он психологически обосновывает и убедительно изображает то, что Анзират вынуждена была решиться на измену, и ее засосала трясина. Через семейную трагедию Н. Эшонкул показал всю панораму войны, жестоко разрушающей людские судьбы. Образ Байди момо в повести становится символом верности и преданности женщины. Она предстает как защитница своего рода, как хранительница его устоев, пример женской самоотверженности и чести. Образ Байди момо введен как бы в назидание читателям, сочувствующим Анзират – человек должен всегда оставаться человеком, беречь свою честь и хранить ее при любых обстоятельствах, и то, на каком берегу он окажется, зависит только от него самого. Байди момо тоже осталась вдовой и одна воспитала двоих детей. Никому не давала повода судачить о себе. «Никто не понимал, почему, ради кого, или ради чего она так самоотверженно, не покладая рук, трудится. Тяжелый труд согнул ее раньше времени. Всем, кто просил ее руки и сватался, отвечала одинаково: «Мой муж не разводился со мною, я по-прежнему с ним в браке». Байди момо только самоотверженным трудом преодолевает трудности жизни, муки одиночества молодой вдовы. Важен вывод автора о том, что осознанный и свершившийся грех является предтечей нового греха. Анзират не может устоять перед трудностями жизни, и в результате ее жизнь кончается трагедией.
В целом повесть художественно обосновывает то, что в самых сложных обстоятельствах человек должен сохранять святость души: свое достоинство, гордость, честь, что переход на «сатанинский берег» порождает неисчислимые беды. В этом и заключается нравственно-эстетическое значение повести.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи