Лутфулла Хасанов. К вопросу о поэтике жанра детектива

Категория: Литературоведение Опубликовано: 01.06.2015

Изучение детективного жанра в последнее время становится весьма актуальным. Об этом свидетельствует возрастающее количество написанных о нем работ. Из литературоведов, внесших существенный вклад в развитие теории жанра, можно указать Г.А.Анджапаридзе [1], С.П.Бавина [2], В.Мясникова [3], также А.Адамова [4], А.Вулиса [5].
Первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы Эдгара Аллана По, написанные в 1840-х. годах. Именно он создал первого Великого Сыщика — сыщика-любителя Дюпена («Убийство на улице Морг»). Дюпен впоследствии породил Шерлока Холмса (Конандойл) и патера Брауна (Честертон), Лекока (Габорио) и мистера Каффа (Уилки Коллинз). Именно Эдгар По ввёл в сюжет детектива идею соперничества в раскрытии преступления между частным сыщиком и официальной полицией, в котором частный сыщик, берёт верх. Существенный вклад в развитие образов сыщика внесла Агата Кристи (Эркюль Пуаро и мисс Марпл).
Какова же функция детектива, в чем его ценность? Думается, тройная. Прежде всего, нравственная, даже дидактическая, т.к. любая самая простенькая пропаганда норм морали все же предпочтительней их забвения. Затем познавательная. Заставляя читателя присмотреться к вымышленным типам, иногда упрощенным психологически, но за счет этого крепче прорисованным в социальном плане, автор показывает людей, их отношение и окружение с различных точек зрения. Третья немаловажная функция детектива – развлекательная, точнее занимательная.
Детектив проникает практически во все национальные литературы мира. Но наиболее прочное и авторитетное место он занимает в литературе США и Англии, где наиболее полно представлены различные виды детективов.
Знатоки и любители этого жанра выделяют более десятка его видов. Существует разработанная литературоведами классификация детективов, в основе которой лежат различия в методах расследования, в характере преступлений, занятиях действующих лиц, масштабе событий.
В 20-30-е годы в США начинается новый этап развития детективов, появляется новая школа - «крутой» детектив. Этот термин - название одного из наиболее читаемых видов детективов - менее известен, чаще вместо него используют «черный» или «гангстерский» детектив. Но такое название не случайно. Оно обусловлено тем, какие герои преобладают в произведениях. Всякое время рождает своих героев и антигероев, свое понимание добра и зла. Изменения в реальной жизни, расширение и усиление профессиональной преступности, захлестнувшая волна гангстеризма вызвали появление  в обширном море приключенческой литературы гангстерского (крутого) детектива, занявшего достойное место среди своих собратьев.
Родоначальником его стал известный американский писатель и критик, автор ставших классикой детективных романов, повестей и рассказов Дэшил Хэммет (1894-1961 гг.). В течение пяти лет (с 1929 по 1934) он написал пять романов, несколько повестей, новелл и рассказов, в которых отразились реалии современной жизни: новые явления в преступном мире и в деятельности правоохранительных органов США.
Так как работы, посвященные феномену «крутого» детектива малочисленны, исследование этой разновидности детективного жанра оказывается весьма актуальным.
Первым теоретиком детектива как особого жанра стал Г.К.Честертон. В своем эссе "В защиту детективной литературы" Честертон делает упор на то, что «детектив является совершенно законным литературным жанром», его «важнейшее достоинство состоит в том, что это – самая ранняя и пока что единственная форма популярной литературы, в которой выразилось некое ощущение поэзии современной жизни» [6].
Современные исследователи детектива (А.Адамов, Г.Анджапаридзе, Н.Берковский, В. Руднев, А. Вулис) прослеживают историю жанра, анализируют его поэтику, проводят исследование художественных параллелей в произведениях разных авторов. В узбекском литературоведении жанр детектива исследовали Ш. Сулаймонов и Т.Ирисбоев [7].
Детектив, по В. Рудневу, - это «жанр, специфический для массовой литературы и кинематографа ХХ века» [8]. Руднев видит особенность жанра в том, что «главный элемент его заключается в наличии сыщика-детектива (как правило, частного), который раскрывает преступление. Главное содержание детектива составляет, таким образом, поиск истины. Понятие истины претерпело в начале ХХ века ряд изменений. Истина в аналитической философии не похожа на истину, как ее понимали представители американского прагматизма или французского экзистенциализма» [8]. В свою очередь, Руднев выделил три разновидности классического детектива: 1) английский, или аналитический (А.Конан-Дойль, А.Кристи); 2) американский, или «жесткий» (Д.Хэммет, Р.Чандлер); 3) французский, или экзистенциальный (С.Жапризо)» [8].
Представляется убедительной характеристика А.Вулиса. Он определяет детектив как приключенческий роман (повесть, рассказ), дающий деяние через исследование. Автор констатирует: а) «детектив сейчас особо популярен у читателей; б) детектив одновременно и литература в традиционном смысле и нечто ей противоположное; в) когда нарушаются законы жанра, детектив «теряет свое лицо» и перестает быть самим собой. А.Вулис так определяет детектив: «Детектив – приключенческий роман (повесть, много реже рассказ), дающий деяние через исследование, через узнавание, который принимает остросюжетную форму и завершается обнажением скрытых событийных пружин, в принципе необязательно уголовных. Детективу свойственна «проницающая» тенденция: время от времени его элементы вторгаются в серьезную прозу, организуя согласно своим сюжетным законам более или менее обширные структуры – от эпизода до произведения» [5].

Литература:
1.    Анджапаридзе Г.А. Детективы века. – М.: 1999. – 925 с.
2.    Бавин С.П. Зарубежный детектив ХХ века (в русских переводах): Популярная библиографическая энциклопедия. – М.: Кн. Палата, - 1991. – 206 с.
3.    Мясников В. Бульварный эпос. Журнальный зал. Электронная библиотека современных литературных журналов России // Новый Мир, 2001. - № 11.
4.    Адамов А. Мой любимый жанр – детектив. Записки писателя. – М.: Сов. писатель, 1980. – 312 с.
5.    Вулис А.В. В мире приключений: Поэтика жанра. – М.: Сов. писатель, 1986. – 384 с.
6.    Честертон Г.К. В защиту детективной литературы // Честертон Г.К. Писатель в газете. - М.: Прогресс, 1984. - С. 35-39.
7.    Сулаймонов Ш.С. Ўзбек детектив насри: генезиси ва табиати. Филол. фан. номз. … дисс. автореф. – Т., 2002. – 24 б.; Ирисбоев Т.Т. Ҳозирги ўзбек детектив адабиётининг тараққиёт хусусиятлари (Тоҳир Маликнинг “Шайтанат” асари асосида). Филол. фан. номз. … дисс. автореф. – Т., 2001. – 25 б.
8.    Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. – М.: Аграф, 2003. – С. 111.

«Звезда Востока», № 2, 2013

Просмотров: 3671

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить