Гульчира Гарипова. Художественная онтологическая модель мира в современной узбекской прозе
Кандидат филологических наук, доцент Гарипова Гульчира Талгатовна
Цикл статей по современной узбекской литературе
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА В СОВРЕМЕННОЙ УЗБЕКСКОЙ ПРОЗЕ»
СТАТЬЯ 1
Художественные аспекты «одинокого бытия» в национальной картине мира в узбекской новеллистике рубежа ХХ–ХХI веков
Что же касается одинокого человека,
то, если бы не существовало никого другого,
кроме него самого и, кроме того, что есть в природе,
то он бы погиб…
Ибн Сина (Авиценна) «Книга о душе».
Я не знаю никого, кто в той или иной мере не чувствовал бы себя одиноким.
Габриэль Гарсия Маркес.
В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле.
Артур Шопенгауэр
Логика художественного развития узбекского литературного процесса конца ХХ века определяется закономерностями общей историко-литературной и культурологической ситуации эпохи, основанной на программе художественного синтеза, которая не только размыла чёткие границы между реалистическим и модернистским типом художественного сознания, но и предопределила слияние национальных тенденций развития узбекской литературы и общемировых.
«Генезис синтезного мышления» (термин В.В. Заманской) в узбекском литературном процессе конца ХХ века коренится, на наш взгляд, не только в общемировой концепции «синтетического» развития культуры ХХ века, но и восходит к национальным просветительским теориям узбекских джадидов начала ХХ века, соотносящих перспективу развития узбекского художественного сознания с закономерностями всей мировой культуры.