Мухаммад Али. Сахибкиран Амир Темур

Категория: Публицистика Опубликовано: 07.09.2012

Мухаммад АЛИ,
лауреат Государственной премии
Республики Узбекистан

САХИБКИРАН АМИР ТЕМУР

Рождение и становление каждой великой личности проходит среди своего народа.
В восточной литературе и в устном народном творчестве существуют сказания и легенды о справедливых царях. Сахибкиран Амир Темур стремился быть именно таким правителем. Он выбрал для себя девиз: «Справедливость не в силе, а сила – в справедливости» и следовал ему всю свою жизнь. Эти слова были выгравированы на камне его перстня и на государственной печати. Смысл этих слов в том, что если государство развивается, опираясь на справедливость, то оно будет сильным и могущественным. В этом и была политическая сущность государства Амира Темура. Он требовал от своих подданных беспрекословно следовать этой заповеди. Нарушители строго наказывались. «В городе Самарканде (имеется в виду вся страна – М.А.) соблюдается законность, так что ни один человек не смеет обидеть другого или совершить (какое-либо) насилие без приказания сеньора (Амира Темура – М.А.)…», – так писал в своем дневнике испанский посол Руи Гонсалес де Клавихо, который совершил визит ко двору Амира Темура в 1403 году.

* * *

Сахибкиран Амир Темур родился 9 апреля 1336 года в вилояте Кеш Туркестана (на территории современного Узбекистана) в кишлаке Ходжа Илгор в семье почтенного аксакала из Барласского племени Амира Тарагая. Его мать Текина Хотун являлась дочерью бухарского шейха Садр аш-Шаръиа.
Появление такой личности в истории было предопределено самим временем той эпохи, так как сложившиеся предпосылки последующих исторических событий требовали выдвижение на историческую арену такого человека, который сумел бы остановить междоусобные войны в стране и укрепить единую власть в государстве.
До обретения независимости Узбе­кистаном эпоха Амира Темура, как и сама его личность, освещалась крайне тенденциозно. Начиная с 1991 года стали раскрываться объективные исторические данные, дающие возможность знакомиться с историей во всей ее сложности и неоднозначности. Восторжествовала историческая правда в восстановлении славного имени нашего великого соотечественника. Во главе всех этих добрых начинаний стоял Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов.
В 1993 году в Ташкенте был установлен памятник Амиру Темуру, учрежден орден Амира Темура. Был открыт фонд и музей, посвященные ему.
На международной научной конференции, посвященной 660-летнему юбилею Сахибкирана, которая проходила под эгидой ЮНЕСКО 24 октября 1996 года в Ташкенте в докладе Президента нашей страны И. Каримова говорилось о значении культурного наследия эпохи Амира Темура, об Амире Темуре, как государственном деятеле, создавшем сильное и процветающее государство, о его заслугах в области строительства, о его покровительстве наукам, просвещению, и как о талантливом полководце.
Амир Темур был основателем развитого государства, управление которым опиралось не только на военную силу. К сожалению, о нем знали только как о полководце, завоевателе. Книги, написанные о нем на многих языках мира, в большинстве случаев посвящены только этой стороне его деятельности. Это приводило, естественно, к односторонности во взглядах и в оценках его личности. Бурный XIV век, как и все средневековье, был насыщен разрушительными войнами. Амир Темур был человеком своего времени. Эпоха диктовала свои условия и правила, которым нельзя было не следовать. Их игнорирование оборачивалось крахом любых самых благих начинаний. Поэтому при оценке его деятельности необходимо исходить из этих критериев.
Поражает тот факт, что в тот век, когда люди еще не имели полного представления о целостности мира, Амир Темур сумел увидеть его единым. Он четко осознавал, что без добрососедских связей с другими странами, невозможно думать о процветании своего государства и народа. Поэтому в Самарканд к его двору прибывали послы из многих государств Азии и Европы. Он также отправлял своих послов в зарубежные страны и, в частности, во Францию – к королю Карлу VI, в Англию – к королю Генриху IV, в Испанию – к королю Генриху III. Считалось, что последняя страна находится на краю Света, ведь тогда еще не был открыт Новый Свет. Благодаря его стремлениям государства Азии и Европы впервые сумели предстать друг перед другом в едином геополитическом пространстве. Амир Темур своим полководческим талантом приостановил военную экспансию Османской империи в Европу, которую ожидала неминуемая катастрофа, а русские княжества – от разорения и зависимости от Золотой Орды.
Как государственный деятель Амир Темур был всегда против кровопролития. «Девять десятых государственных дел я решал с помощью советов, мероприятий и аудиенций, и лишь десятую часть – с помощью меча», – подчеркивал Сахибкиран в своих известных «Уложениях». В решении межгосударственных проблем он прибегал к дипломатическим решениям, стремился улаживать конфликты путем переговоров. Никогда не объявлял войну первым. Происходили дипломатические встречи, обмен послами. Эти усилия давали свои плоды. К примеру, в Азербайджане Шейх Иброхим I – основатель династии Дарбандия (1382–1538), сумел установить добрые отношения с Амиром Темуром – султаном Турана. Он признал его салтанат и поддерживал его в борьбе против хана Золотой Орды Тохтамыша. Историк Низамиддин Шоми писал о Шейхе Иброхиме, что он – «малик Ширвана, высокопоставленный и известный, выделяющийся своим добрым нравом среди других правителей». Благодаря этим его качествам характера и миролюбивой политике Шейх Иброхим, а также его потомки – сторонники такой же позиции долго правили страной, содействуя процветанию своего государства.
Историки сообщают о частных случаях, когда Амир Темур проявлял по отношению к своим противникам снисхождение и великодушно, без злопамятства и мстительности прощал их. Тохтамышхан был прощен четыре раза, а правитель Шибиргана – Зиндачашм опарди – пять раз.

* * *

Известный русский ученый-вос­то­ко­вед В.В. Бартольд назвал Амира Темура «ревностным строителем».
Благодаря воле Амира Темура в стране были возведены новые сооружения, проложены дороги, мосты, разбивались сады, благоустраивались го­родские кварталы. Одним из первых реа­лизованных им строительных проектов было восстановление защитных стен города Карши еще в 1364 году.
Амир Темур перестроил Самарканд и превратил его в одну из прекраснейших столиц мира. Здесь за достойное вознаграждение работали ученые, искусные мастера и ремесленники из других стран, которым оказывали почет и уважение.
Вокруг Самарканда были разбиты четырнадцать красивейших садов («Боги Бихишт», «Боги Дилкушо» и др.), в каждом из которых были воздвигнуты загородные дворцы. По словам арабского историка Ибн Арабшаха, сады были открыты и доступны для всех людей.
В Кеше, Карши, Ташкенте, Бухаре, Термезе были воздвигнуты великолепные здания, медресе, мечети, дворцы, караван-сараи, базары.
В Ясси над гробницей Ходжа Ахмада Яссави, которого Амир Темур считал своим духовным наставником (Алишер Навои называл его не иначе, как «Шейхом шейхов Туркестана») был построен величественный мавзолей. Был восстановлен разрушенный Чингизханом город Банокат близ Ташкента. Банокат был переименован в Шахрухию в честь младшего сына Амира Темура.
Низамиддин Шоми в своей «Книге побед» приводит такие слова Амира Темура: «Как мы воздвигнули величественные здания в Туране, пусть и в Иране останутся от высокой светлости (то есть от нас) памятники тоже». Строительные работы велись и за пределами Туркестанской земли, – в Хорасане, Фарсе, Ираке, на берегах реки Мургаб. Грандиозные оросительные работы проводились в Муганских степях Азербайджана, в городе Кабуле и его окрестностях. Была укреплена Дербендская крепость, восстановлен разрушенный в 1221 году Чингизханом город Байлакан, что находится в Карабахе, был проложен канал от реки Аракс в Азербайджане (длина 42 км, ширина 7 м), чтобы обеспечить водой жителей города.

* * *

Велика заслуга Сахибкирана и как покровителя науки и просвещения. Историки констатируют тот факт, что он очень высоко ценил роль науки и знаний, используемых для процветания государства. Он сумел заложить прочный фундамент для развития науки и просвещения. В страну приглашались знаменитые ученые, историки, философы, религиозные деятели, с которыми велись дискуссии на всевозможные темы.
Арабский историк и философ Ибн Халдун, который встречался с Амиром Темуром, писал, что интерес к науке и знаниям был очень высок среди членов большой семьи Сахибкирана. Его дети и внуки воспитывались и учились индивидуально, затем продолжали учебу в медресе. Поэтому неспроста среди представителей династии Темуридов было много образованных людей: историков, ученых, поэтов, каллиграфов, меценатов литературы и искусства и т.д. Например, для Мираншаха Мирзо был переведен «Полный свод истории» Ибн ал-Асира. Внуки Сахибкирана – Мухаммад Султан (по велению которого в Самарканде строились медресе, хонако), Бойсунгур Мирзо, Искандер Мирзо были покровителями наук, искусства и искусными каллиграфами. Под покровительством правителя Шираза, другого внука Сахибкирана – амирзоды Иброхима Султана был создан фундаментальный труд Шарафиддина Али Язди «Книга побед» (1425), который по праву считается наиболее полной правдивой историей об Амире Темуре. Еще один внук Амира Темура – Мирзо Улугбек был государственным деятелем, ученым, историком, просветителем. В Самарканде он собрав известнейших во всем мире ученых своего времени, построил знаменитую обсерваторию, а главный его труд «Новые астрономические таблицы» содержит изложение теоретических основ астрономии и каталог положений 1018 звезд, определенных с большой точностью. Сочинение Улугбека «История четырех улусов» имеет большое значение как источник при изучении далекого прошлого нашего края.
В число учеников Мирзо Улугбека входил Али Кушчи, продолживший его дело. Среди знаменитостей, считавших Мирзо Улугбека своим учителем, особо выделяются: поэт Лутфи; Алишер Навои, обогативший мировую литературу целым рядом поэтических шедевров; великолепный миниатюрист Камолиддин Бехзод. Одним из правнуков Амира Темура являлся Захириддин Мухаммад Бобур – основатель государства Бабуридов в Индии, ученый, поэт, написавший индивидуально яркую книгу-документ «Бабурнаме».
Среди современников Амира Темура и Темуридов – историки Гиясиддин Али, Низамиддин Шоми, Муиниддин Натанзи, Хафизи Абру, Мирхонд, Хондамир.

* * *

В 1996 году в Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО состоялось открытие выставки под названием «Расцвет науки, культуры и образования в эпоху Темуридов». Это стало подтверждением того, насколько были велики и неоспоримы заслуги Амира Темура и Темуридов в развитии и процветании науки, культуры и образования не только в Центральной Азии, но и во всем мире.

«Звезда Востока», 2010, № 3-4

Просмотров: 12625

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить