Дилшод Нуруллаев. Черепаха и я (рассказ)

Категория: Узбекская современная проза Опубликовано: 05.09.2013

«Он гонит тень, стремясь её развеять…»
Хуан Рулфо

I

Было невыносимо душно… Я жадно вдыхал воздух, словно рыба, которую внезапно выбросило волной на берег, или кто-то взвалил мне на плечи небо… Удушающий зной. Я расстегнул пуговицу воротника. Лёгкий ветерок, скользнувший мимолётно, дал мне немного прийти в себя.
Земля будто горела под ногами, поглощая кислород.
Собрав остатки сил, я едва добрался до дому. Только зашёл в комнату, как из носу хлынула кровь. Чтобы остановить её, я прилёг на кровать, взгляд мой упал на аквариум, стоящий наискосок, он был наполовину пуст, оставшиеся три-четыре рыбки словно задыхаясь, бились в истерике.
– Чёртов Барок! Опять взялся за своё! Поймаю – зарежу.
В глазах потемнело. Душная погода давала о себе знать.
– Зарежу… – выдохнул я, изнемогая, – вот только поймаю…
Уставший и злой, я не заметил, как заснул.
Проснулся от внезапного шума. Это окно распахнулось от сильного ветра. Пришлось его спешно закрывать, за окном лило как из ведра. Дождь летом, тем более такой ливень, был полной неожиданностью для этих мест.
Я жадно вдыхал чистый воздух, пропитанный запахом моря. Но откуда здесь взяться морю, вокруг одна степь…
Сколько же гор надо преодолеть, чтобы увидеть его. Хотя, и неплохо, что оно далеко. Вон, высушили одно. Должно быть морю лучше быть подальше от людей.
Нет, я не ошибся: это и вправду был запах моря, моря…

II

Кто-то начал скрестись и тихонько постукивать в ворота. Я вышел во двор. Дождь уже прекратился, тучи «облегчили» свои души. Приятная свежесть. Вдыхать бы и вдыхать этот воздух… Открываю ворота, … никого. Вышел на улицу и огляделся по сторонам.
Сегодня мне было не по себе, может, никто и не стучал, и это мне только показалось. Я запер ворота и вернулся в дом. На пороге увидел мокрые следы, похоже их оставил Барок. Точно!
– Ну, всё, считай ты у меня в руках, Барок!
Прихватив нож, я на цыпочках направился в комнату, забежав быстро закрыл дверь.
– Тебе конец, Барок!..
Я сразу же взглянул на аквариум, Барока там не было. Но вместо него я увидел черепаху, да, да, черепаху. Она внимательно меня разглядывала, и от её пристального взгляда мне стало не по себе. Словно завороженный, я не мог отвести от нее глаз.
– Брось нож! – словно приказывал взгляд черепахи.
Я и думать забыл о ноже и не мог понять, почему так действовал на меня этот взгляд. Я чувствовал, что моя рука, держащая нож, словно лишняя. Наконец, я вышвырнул нож, но пристальный взгляд черепахи будто продолжал мне втолковывать.

III

– Знаешь, Дильшод, меня много раз пытались уничтожить. Один раз подняли на самую вершину горы и сбросили вниз. Исходя из опыта, я тебе скажу: никогда не заводи дружбу со скорпионами! Помню, раз, я хотела помочь одному переправиться через речку. Гляжу, он готовится меня ужалить. Тогда я нырнула в воду и утопила его. Что со мной только не творили!... Хотели сжечь на костре, перемолоть в мельнице, стереть в порошок. Всему этому счёту нет. Но я всегда возвращалась, словно море. Да-да, словно море…

IV

– Тень… Она такая хитрая. Она падает с удобной ей стороны. В итоге человек видит только свой живот. Перед глазами ЖИВОТ, словно мешок, да нет, словно гора, которая требует постоянного внимания. И, благодаря этой тени, ты каждую минуту, час, день думаешь, как его заполнить. Чем больше становится Живот, тем меньше человек начинает задумываться о человеческих чувствах. И мир заполняют Животы, которые в любую секунду готовы поглотить друг друга. Настоящая хозяйка мира тень, остаётся тенью. А человек, не ведающий о тени, свои несчастья объясняет плохой судьбой.

V

– Почему все норовят уничтожить меня? В чём моя вина? Только в том, что смотрю на вас молча? В том, что мой взгляд пробивает стены и железные двери? Думаешь, мне нравится следить за человеком, которому предназначено жить в тени моря, земли, поля, вообще всего. Ну, уж нет, я только вестник. Моя задача – предупредить человека о том, что его тень нездорова, или, обидевшись, покидает его. А человек не хочет верить, что зависим от тени. Он хочет чувствовать себя счастливым, думать что, он хозяин мира. Возможно, поэтому он жаждет света.

VI

– Если и есть на свете существо, свободное от тени, то это я сама – черепаха! Однажды быстрый Ахиллес по приказу древнегреческого философа Зенона попытался догнать меня. Но как бы он ни старался, как только он настигал, он тут же терял меня и проливал кровавые слёзы. А я в этот момент оказывалась уже в другом месте… Вот так! Тень, единоличная владыка мира, не могла догнать меня!

VII

– Вы никогда не задумывались, почему мы не можем ходить по небу или по воде как по суше?
– Нет, – покачал я головой.
Глубокомысленный взгляд черепахи стал беспокойным. Интересно, но я почему-то тоже начал ходить по комнате. Я медленно расхаживал, делая вид, что на стенах и потолке не происходило ничего сверхъестественного. По потолку что-то двигалось... Я лёг, отвернувшись от потолка. Моё внимание привлекла лампа, висевшая, вернее, стоявшая, прямо рядом со мной…

VIII

– Меня забавляет твой безразличный и ироничный взгляд на окружающие камни. Они не заслужили ни твоего безразличия, ни иронии. Потому что они тоже когда-то были черепахами, как я. Тень гарантировала им счастливую жизнь, в случае, если они забудут обо всем и превратятся в камень. Поверив в эти пустые слова, некоторые черепахи отреклись от своих конечностей, от головы и ног и превратились в камни. Теперь они не тревожат тень. Камни не могут говорить! Они не способны выражать чувства! И я не понимаю людей, которые, словно в насмешку над горькой судьбой черепах, сооружают из камней монументы и возлагают у их подножия цветы. Неужели те, кто отрёкся от себя, от ответственности и превратился в камень, достойны внимания…

IX

– По сути, это была я, я держала на себе всю землю. Тень, появившаяся из ниоткуда, сбила людей с толку. Миру на земле пришёл конец из-за бесконечных распрей между людьми. За войной-война, за смертью-смерть, мир полон стенаниями и стонами страдальцев. Разоренная земля, потеряв равновесие, упала с моих плеч. Она, земля, всё ещё не обрела равновесия из-за неприкращающихся войн… Пушечное ядро…Отлетевшая с плеч голова… Водяное колесо… Колесо… Всё, всё катится… Обезумевшие от войн люди, успокаивая себя, верят в небылицы: земля вращается вокруг своей оси, земля вращается вокруг солнца. Тогда ядро, оторванная голова, водяное колесо, колёса вращаются вокруг чего? Они не хотели верить в то, что земля, потеряв равновесие, упала с моих плеч. Даже если и хотели, то тень всегда этому препятствовала, подстрекая на всё новые и новые войны, всё больше отращивая себе ЖИВОТ. Сейчас правда о том, что земля стояла у меня на спине, превратилась в миф. Для тени было важным, чтобы эта правда стала мифом, забылась. Если люди не забудут эту правду, даже если она станет мифом, я буду спокойна. Придёт время, они поймут, что земля и вправду держалась на моей спине. А сейчас моя задача – молча наблюдать, наблюдать, наблюдать…

Х

– Ты всё это записываешь? Кто-нибудь почитает, а потом… Перестань предаваться пустым мечтам. А потом… ничего не произойдёт, ничего не изменится. Людям нет дела: узнал правду, или ещё что-то большее, лучше, если каждый пойдёт своим путём. Ты им не мешай, не стой на пути, раздавят они тебя, как комара, и тебя же самого попытаются обвинить. Красота спасёт мир, – сказал когда-то классик. И что, хоть кто-нибудь его послушал? Если бы послушал, то вряд ли мир пришёл бы в такое состояние! Посмотри на себя в зеркало! Твой вид говорит о том, что ты не нуждаешься в совете! Почему ты так много читаешь? По какой причине ты листаешь так много книг, что ты в них ищешь? Ты же не собираешься чему-то учиться у них. Ты мудрый человек, однако боишься стать посмешищем во второй раз, говоря о том, что красота спасёт мир. И чтобы не повторяться, ты бесконечно читаешь и читаешь… И, в конце концов, в конце жизни ты поймёшь одно: высказал ты свою мысль один раз, второй или третий, даже если в тысячный раз – всё не важно. Люди всё равно поступят по-своему. Раз так, брось предаваться пустым мечтам, а потом… ничего не изменить, ты не сможешь превратиться в черепаху…

XI

Лёжа на боку на потолке я понял, насколько широкой была моя комната. Я посмотрел вниз: перевёрнутые кровать, письменный стол, разбросанные книги и бумаги… Очень часто меня злило, что в комнате недостаточно места. Тогда я даже не задумывался о том, что есть ещё и пустой потолок! И вот лежу я в удовольствие и слушаю рассказ черепахи…

XII

На днях я наблюдал за матерью и ребёнком. Мать постоянно понукала ребёнком: «Что же ты так медлишь, как черепаха, иди быстрей, прибавь шагу...» Я удивился. Если ребёнок способен только так ходить, как ему прибавить шагу. Или ему бежать? Но мать же говорит идти, а не бежать?! Могли ли они шагать в ногу? Мать и ребёнок не могут идти одинаково. Значит, использование выражения «ребёнок, ползущий как черепаха» неуместно. Если ребёнок не в состоянии идти быстрее, обвинять его и понукать нельзя. «Дойдем, догоним и перегоним!» – лозунги в этом роде только отвлекают человека. Если ползущий как черепаха ребёнок по природе такой, он не только не обойдёт, но и не дойдёт… То, к чему он стремится, не может остановиться и прекратить развиваться?! Помня об этом, никого и никогда не надо заставлять. Ползущий, как черепаха, ребёнок так и будет ползти.

XIII

Глубоко вдохнув и набрав воздуха в легкие, я засунул голову в аквариум. Вода смыла усталость. Через водоросли в аквариуме комната казалась другой. Рыбки по-своему выражали недовольство вторжением в их царство большой головы и забились в угол. Вдох закончился. Последняя порция воздуха, булькая, поднялась на поверхность. Вода начала поступать в легкие через нос, рот. Почему я до сих пор не догадывался, что можно дышать и в воде?! Кого боялся?! Могу ли я знать, что такое страх? Несмотря на то, что мои уши пребывали в воде, я четко слышал слова черепахи.

XIV

– Ты, наверное, восторгаешься чёткостью моих мыслей и невинностью моих чувств? По сравнению с твоими чувствами, оставшимися под тенью, мои кажутся настоящим чудом, не так ли. Ты думаешь, у меня нет таких же корыстных и грязных мыслей, подлости и пессимизма как у тебя? Есть! И ещё как! Только они во мне превратились в камень и стали частью моего панциря. Хорошо, что есть панцирь, иначе под тяжестью этих пороков я бы, в конце концов, осталась в тени…

XV

– Интересно, почему все в этом мире шепчутся. Боятся говорить во весь голос. Спрятавшись в четырёх стенах, начинают перешептываться. Да, кстати, об ушах у стен! И вправду, стены имеют уши! Если у стен есть уши, так что заставляет людей, спрятавшись в четырёх стенах, шептаться? Ну, если они шепчутся, чтобы уши стен слышали, так почему они это делают? Откровенность?! Они и это слово произносят странно: «О-о-о-о-о-о…» несведущий человек, подумав, что песни поют, может пройти мимо. Но я уже многое понимаю в шёпоте. Они стараются уничтожить любую тоску, напоминающую «о-о-о-о-о». Если вы считаете, что «о-о-о-о-о» мертво, то у нас «о-о-о-о-о» есть, вот только у нас считают, если народ сам не хочет «о-о-о-о-о», его нельзя заставить. Кто-то из толпы может хриплым голосом произнести «о-о-о-о-о». И с таким же хриплым звуком покинуть этот мир. Народ молчит.

XVI

– Как поступает тень с теми, кто хочет видеть и нечто другое, кроме Живота? Прежде, она пытается вознаградить, повысить в должности, посадить в мягкие и удобные кресла. И многие после этих манипуляций, забывают обо всём, кроме ЖИВОТА. Но тех, кто не удовольствуется этим, ждёт участь людей, выделившихся из толпы с «о-о-о-о-о». Мало находится тех, кто хотел бы для себя такой участи.

XVII

Черепаха собралась философствовать бесконечно? До утра, до следующей недели, до следующего месяца, года, века, и, если она не прекратит говорить, хватит ли моего терпения это всё выслушивать? Говорят, что черепахи живут 300 лет. Неужели моя короткая жизнь так и пройдёт, пока я буду слушать её трёхсотлетнюю болтовню!
Рыбки радовались тому, что я вытащил голову из аквариума. Вытирая голову, я понял, что черепаха полностью поглощена своими мыслями.

XVIII

– У нас, черепах, нет страны и правителя. У нас и в мыслях не было управлять кем-то. У нас не было никаких войн и даже ссор между собой. Мы можем жить и на суше и в воде. Мы даже можем жить в ладу со звёздами-черепахами, которые в небе. Если вы хотите жить свободно и счастливо, превратитесь в черепах. Потому что есть на свете единственное существо свободное от преследования тени, и это…

XIX

Если дать черепахе свободу, что она только не скажет! Не дожидаясь этого, я бросил её в аквариум. Не понимая моих действий, она молча высунула голову из воды. И в этот момент, подняв брошенный нож, я отрезал ей голову...
Вдруг, появившийся из ниоткуда Барок, утащил голову черепахи. Я гневно глянул в его сторону.
– Придёт день, когда ты попадёшься мне в руки, Барок! И тогда я с тобой поговорю серьёзно. Это будет твоей последней выходкой.
Каким вкусным получился суп из черепахи!
Все ели и расхваливали. О том, почему суп получился таким ВКУСНЫМ, знал только я…

ХХ

…Она не заставила себя ждать долго. Несмотря на то, что вокруг была степь, я явно ощущал запах моря. Но вокруг же нет никакого моря?! В этот момент я вспомнил слова черепахи и чуть не задохнулся от ужаса. Ведь она говорила, что, как бы то ни было, она возвратится в образе моря.
Да, она возвращается в образе моря…

XXI

Вот уже месяц я нахожусь в горах. Взгромоздив большой камень на спину, я хожу туда-сюда на четвереньках. Расцарапанные колени и руки уже привыкли к боли. И камень словно прирос к моему телу и стал его частью. Если сильно хочешь, любая мечта непременно сбудется. Скоро я и черепаха будем молча наблюдать за людьми, оставшимися под тенью... Я понял, что мои мысли в сравнении с твоей ответственностью не стоят ничего. Всему виной Живот, проклятый Живот. Заслонив мир от наших взоров, он стал причиной того, что мы забыли об ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Хорошо, мы бессильны перед коварством тени, но мы же в силах наблюдать за ней?! И придет день, кода мы освободимся от нее! У меня нет температуры? Всё в норме, до тридцати семи. Меня беспокоит только то, что это показатель нормы под тенью. Значит, значит… По сути дела, температура у людей на земле очень высокая! Изнывающий от жара мир! Бедные люди, которые боятся перепада температуры!
Да, только черепахи независимы и свободны от тени. От переполняющих меня чувств я, несомненно, превращусь в черепаху. Всякий желающий стать свободным должен превратиться в черепаху. Ни колени, покрытые синяками и кровоподтёками, ни сбитая камнем спина не смогут заставить меня изменить моего решения. Я хочу стать СВОБОДНЫМ. И я соглашусь на любые испытания. Вот, иду на четвереньках навстречу тебе, черепаха, возвращающаяся в образе моря…

перевод с узбекского М.Муминовой

Просмотров: 4019

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить