Ахмад Дониш (1827-1897)
ДОНИШ, Ахмад-махдум ибн Носир [прозвище — Калла (голова); 1827, г. Бухара, — 1897] — тадж. и узб. писатель и мыслитель. Глава просветит. направления в тадж. лит-ре и общественно-политич. мысли 19 в. Род. в бедной семье. В 50-х гг. работал в б-ке бухарского эмира. В 1857 был направлен с эмирским посольством в Петербург. Вернувшись, Д. в нач. 60-х гг. вышел в отставку, обусловив возвращение ко двору проведением реформы гос. аппарата Бухары. Условие не было принято, Д. был освобожден от службы при дворе, но оставлен личным астрономом эмира. В 1869, после присоединения Средней Азии к России, Д. был вторично отправлен с посольством в Петербург. В третий раз он посетил Россию в 1874. Во время этих поездок Д. знакомился с рус. культурой, к-рая оказала влияние на его мировоззрение. По возвращении полностью удалился от служения при дворе. Д. — автор кн. «Редчайшие происшествия» («Наводир-улвакоеъ», 1875—1882) — собрания разнообразных зарисовок и эссе беллетристич., автобиографич., социологич. и философ. характера. Осн. тема книги — обоснование необходимости просвещения и радикального изменения социального устройства Бухары. Д. утверждает необходимость изучения рус. яз., достижений рус. культуры. В «Трактате о системе цивилизации и взаимной помощи», включенном в «Редчайшие происшествия», Д. резко критикует строй эмирата, выдвигает подробный проект превращения Бухары из феод. деспотии в просвещенную конституц. монархию. К выводу о неизбежности падения власти угнетателей Д. приходит в кн. «Краткая история мангытских эмиров благородной Бухары» («Тарҷимаи ҳоли амирони манғитияи Бухорои шариф», 90-е гг.), содержащей едкую сатиру на историю правления последней династии бухарских эмиров; книга, распространявшаяся до Бухарской революции 1920 лишь нелегально, заканчивается прямым призывом к восстанию против тиранов. Вокруг Д. группировались передовые тадж. и узб. писатели 2-й пол. 19 в. — Шохин, Савдо, Музтариб и др. Его соч. оказали влияние на М. Хайрата, С. Айни, на развитие новых форм в лит-рах народов Ср. Азии. Большое значение для развития прозы имел стиль Д., во многом свободный от ср.-век. пышности и витиеватости, использующий разговорные формы и обороты.
Соч.: Асарҳои мунтахаб. [Душанбе], 1959; Порчаҳо аз «Наводир-ул-вакоеъ», [Душанбе], 1957; Рисола ё мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони Манғития, [Душанбе], 1960; Путешествие из Бухары в Петербург, [Душанбе], 1960.
Лит.: Бертельс Е., Рукописи произв. Ахмада Каллэ, Тр. Тадж. базы АН СССР, т. 3, М. — Л., 1936; Улугзода С., Аҳмади Дониш, [Душанбе], 1946; Мирзоев А., Первая редакция «Наводир-ул-вакоеъ» и время ее составления, «Тр. АН Тадж. ССР», т. 17, 1953; Раджабов З. Ш., Выдающийся просветитель тадж. народа Ахмад Дониш, [Душанбе], 1961.