Ахмад Даниш (1827-1897)
Ахмад Даниш родился в 1827 году в селе Сугут Шафирканского тумана, входившего в состав Бухарского эмирата.
Ахмад (писал под псевдонимом Дониш, что означает «знание»; у него ещё было и прозвище Калла - «Головастый», так называли его не только из-за крупной головы, но и из-за незаурядного ума) родился в семье небогатого муллы Мир Насира. Уже в раннем детстве Дониш проявлял большие способности, имел склонность к поэзии и живописи. Ко времени поступления в медресе он овладел основами арабского языка, прочитал много исторических хроник, писал стихи, украшал своими миниатюрами рукописи. Позже семья переехала в Бухару, где Ахмад Дониш учился в медресе. В эти же годы он прославился среди бухарцев как прекрасный каллиграф, миниатюрист и чертежник.
В середине 50-х годов XIX в. Дониш служил при дворе эмира Насруллы (1827-1860). Однако вскоре он приобрел известность как ученый и даровитый литератор. Эмир Насрулла назначил его секретарем посольства, отправленного в 1857 г. в Санкт-Петербург для установления дружественных отношений с Россией. Знакомство с русской наукой, техникой, культурой произвели на Дониша огромное впечатление и резко изменили его представления об устройстве общества и государства. Путешествие Дониша в 1869-1870 гг. в Россию в составе второго Бухарского посольства обогатило его новыми впечатлениями, наблюдениями и мыслями. После возвращения в 1874 г. из третьей поездки в Санкт-Петербург Дониш написал трактат, в котором изложил программу реформы государственного устройства, и преподнес свое сочинение эмиру. Однако эмир и его окружение, напуганные смелыми предложениями Дониша, вынудили его покинуть двор и, стараясь ограничить его влияние, назначили казием отдаленного района эмирата Гузара. Вдали от Бухары Дониш занимается творческой работой.
В 1880-1889 гг. он завершает свое главное произведение «Редкостные события». Нравоучительные и философско-этические рассказы, путевые заметки о путешествиях в Россию, включенные в это сочинение, отражали его просветительские идеи. Слава Дониша как ученого, писателя, передовой общественности Бухары, в его честь слагались касыды, его превозносили как главу ученых видные литераторы. Занявший престол Сеид-Абдул-Ахад-Хан (1885-1910) был вынужден вызвать Дониша в Бухару и, чтобы оказать видимую милость ученому мужу, назначил его библиотекарем одного из знаменитых медресе. Но монаршие «милости» не подкупили Дониша, до конца жизни он оставался непримиримым критиком эмирата.
В последнем незаконченном труде, называемом сейчас условно «Исторический трактат», он, старался раскрыть основные проблемы в управлении государством.
Ахмад Дониш в сочинении «Редкостные события» («Наводир-ул-вакое», 1870-1889), особенно в главах «О праве детей по отношению к родителям», «В назидание своим детям», «О правилах супружеской жизни», остро и правдиво разоблачает государственную систему образования, юриспруденцию, экономику.
Осознанием необходимости перемен Дониш опередил свое время. Он выдвинул идею ограничения прав абсолютного монарха путем создания совещательного органа по примеру европейских парламентов, предлагал также создать министерства и упорядочить органы местного управления. Но при этом он не мог отказаться и от поддержки тех традиционных форм управления государством, которые были выработаны в течение многих веков мусульманскими правителями и мусульманской юриспруденцией.
Ахмад Дониш, оказал огромное влияние на развитие передовой общественно-политической мысли народов Средней Азии конца XIX и начала XX в., на развитие реалистической литературы. С. Айни, переживший «духовную революцию» после знакомства с произведениями Дониша, назвал его «яркой утренней звездой на темном горизонте Бухарского эмирата».
Ахмад Дониш предложил периодизировать историю Средней Азии на основе принципа правления наиболее выдающихся правителей, так называемых обновителей столетия. Он писал: «Сам эмир Тимур Куракани явился обновителем восьмого столетия. И после него в каждой мусульманской стране появлялся обновитель: Султан Хусейн Мирза Байкара примерно в девятом столетии выдвинулся в Герате, а эмир Абдулла-хан - в начале тысячелетия в Бухаре; в одиннадцатом столетии - Сейид Субханкулихан, а в двенадцатом столетии - покойный господин эмир Ма'сум, то есть эмир Шахмурад. В одно время с этими обновителями были наиболее знающие ученые, выдвинувшиеся в государствах Мавераннахра».
Ахмад Дониш скончался в 1897 году в городе Бухаре. К сожалению, кладбище, на котором он был похоронен, было разрушено в годы Советской власти.
Просмотров: 4644