Гульчира Гарипова. Художественная онтологическая модель мира в современной узбекской прозе

Категория: Литературоведение Опубликовано: 05.09.2013

Кандидат филологических наук, доцент Гарипова Гульчира Талгатовна

Цикл статей по современной узбекской литературе

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА В СОВРЕМЕННОЙ УЗБЕКСКОЙ ПРОЗЕ»

СТАТЬЯ 1

Художественные аспекты «одинокого бытия» в национальной картине мира в узбекской новеллистике рубежа ХХ–ХХI веков

Что же касается одинокого человека,
то, если бы не существовало никого другого,
кроме него самого и, кроме того, что есть в природе,
то он бы погиб…

Ибн Сина (Авиценна) «Книга о душе».

Я не знаю никого, кто в той или иной мере не чувствовал бы себя одиноким.
Габриэль Гарсия Маркес.

В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле.
Артур Шопенгауэр

Логика художественного развития узбекского литературного процесса конца ХХ века определяется закономерностями общей историко-литературной и культурологической ситуации эпохи, основанной на программе художественного синтеза, которая не только размыла чёткие границы между реалистическим и модернистским типом художественного сознания, но и предопределила слияние национальных тенденций развития узбекской литературы и общемировых.
«Генезис синтезного мышления» (термин В.В. Заманской) в узбекском литературном процессе конца ХХ века коренится, на наш взгляд, не только в общемировой концепции «синтетического» развития культуры ХХ века, но и восходит к национальным просветительским теориям узбекских джадидов начала ХХ века, соотносящих перспективу развития узбекского художественного сознания с закономерностями всей мировой культуры.

Читать полностью

Просмотров: 3145

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить