Нажмиддин Кубро (1145-1221)
Шейх Нажмидцин Кубро (1145-1221) - известный представитель суфизма ХII в., ученый, оставивший после себя богатое наследие в области многих наук. Его учение, получившее название "Кубравия", т.е. величайшее, или "Захабия" - золотое, оказало большое влияние на духовную жизнь не только империи Хорезм-шахов, но и на весь исламский мир.
Наджмеддин Кубра родился в Хорезме в 1146 г. и всю первую половину своей жизни провел в путешествиях (Нишапур, Хамадан, Исфахан, Мекка, Александрия). Он вернулся на родину в 1184 г. С тех пор его деятельность протекала в Центральной Азии, где у него было множество учеников.
Нажмиддин Кубро - не только мыслитель, основоположник нового течения в суфизме, но и выдающийся психолог, знаток человеческих душ. По его мнению, человек - микрокосмос ("олами сугро"), в котором сосредоточены все свойства макрокосмоса ("олами кубро"). В процессе духовного совершенствования человека пир (наставник) должен вести мурида (ученика) по лестнице тариката, состоящей из десяти ступеней (Товба, Зухд, Таваккул, Каноат, Узлат, Таважжух, Сабр, Мурокаба, Зикр, Ризо), к истине - Аллаху.
В своих произведениях "Ал-усул ал ашара", "Рисола ат турук", "Фи ахбаб-ус-соликин", "Фавойид ул жамол" и многих других Нажмиддин Кубро важное место отводит теории "латоиф", согласно которой космос состоит из невидимого центра, находящегося в окружении сознания, чувств, духа и тела. Суфий с помощью специальных упражнений должен чувствовать и видеть этот центр, который является результатом изменения состояния, формы и цвета. По мнению Кубро, духовное состояние мурида должно пройти три составные части: круг, пятно и точка. Круг - это Вселенная, пятно - образ мира, точка - центр (вахдат) Вселенной. Осознание сути точки - это осмысление сути божественного мира.
Этой схеме - круг, пятно и точка, находящейся в постоянном движении, присущи и определенные, сменяющие друг друга от периферии к центру, цвета. Каждая религия, идеология вносят в теорию цвета свое понимание. Теологи ислама и особенно суфии связывают ее с душевным состоянием человека. Теория цвета существует почти во всех суфийских течениях. Она характерна, в частности, для работ Яссави, Бектоши, Кубро. По мнению Кубро, цвета сменяют друг друга таким образом: белый - желтый - синий - голубой - зеленый - красный - черный. Эти семь цветов связаны с семью состояниями духа мурида.
Белый цвет - ислам, желтый - ийман (совесть), синий - эхеон (дар), голубой - имтинон (вера), зеленый - иймон (полная вера), красный - ирфон (знание), черный - хайрат, хаяжон (удивление, восхищение), т.е. каждый цвет имеет определенное значение, обозначает какой-то символ.
Белый цвет у многих народов символизирует чистоту, невинность, честность. У Нажмиддина Кубро этот цвет так же символ очищения. И только после достижения чистоты и честности мурид может вступить на путь "тариката".
Желтый цвет в отличие от белого у различных народов не имеет столь определенного значения. К примеру, предки центральноазиатских народов к желтому цвету относились как к цвету солнечных лучей, огня, золота, богатства и т.д. У европейцев желтый цвет - цвет осени, символ прощания с теплым летом и, по-видимому, такие понятия, как разлука, печаль, болезнь, ассоциируются с этим цветом. У Нажмиддина Кубро этот цвет символизирует высокое чувство любви к богу как началу жизни во имя бога.
Синий цвет - цвет неба, моря, обозначающий у северных народов цвет холода и тени, у восточных - бесконечность и вечность. У Кубро он символизирует "эхеон" - дар, посвящение новой жизни, добру, само осмысление, очищение от грехов, начало перехода от обыденной жизни к "тарикагу", духовному развитию.
Голубой цвет - цвет мечты, нежности, обаяния, воды. У Нажмиддина Кубро он обозначает вступление после "тавба" на путь веры, состояние освобождения от нечистых раздумий и дел - "харом", воздержания от дел, запрещенных богом, переход к делам чистым - "халол".
Зеленый цвет - символ пробуждения жизни, оживления, нового роста, цвет травы и листьев. У Кубро - это цвет настоящей веры, состояние мурида в момент, когда его душу полностью охватывает истинная вера в бога.
Красный цвет, с одной стороны, имеет оберегающее значение, символизирует плодородие, красоту, радость, любовь, с другой стороны - месть, вражду, войну, кровопролитие. У Кубро красный цвет так же не спокойный символ - это начато отделения духа от тела, забота о душе, осознание духовного мира.
Черный цвет у многих народов - символ тьмы, несчастья, горя, - это цвет траура, гибели, таинственности, подземного мира и т.д. У тюркских народов черный цвет означал силу, величие, могущество, а также цель. У Нажмиддииа Кубро черный цвет отражает приближение души к цели - порог божественного мира. Это постижение божества, восхищение божественным миром. Особое место в теории Кубро занимает бесцветие. Оно символизирует достижение цели "хакикат" - истинного объединения с божественным миром, истиной. Последовательный переход души от одного состояния к другому (от одного цвета к другому) является совершенствованием души. Развитие теории "цветового" состояния души (по Кубро) называется "Таяаввун", а состояние истинного объединения с божественным миром - "Тамкин".
Ученик, совершенствуясь и изменяясь, должен чувствовать и сообщать учителю об изменении форм и цветов его духа. В свою очередь учитель по ответам ученика определяет, на каком уровне развития ученик находится.
Идеи и теория Нажмиддина Кубро о связи форм, цветов с мировым духом и душой человека получили дальнейшее развитие у его учеников и других-ученых - суфиев последующих поколений. В наши дни изучением идей Кубро занимается узбекский ученый - доктор филологических паук, профессор Нажмиддин Комилов, уделивший особое внимание теории "латоиф", которая вызывает большой интерес не только у теологов, философов, филологов, историков, психологов, педагогов, искусствоведов, но и у художников, дизайнеров, музыкантов, хореографов, работников театра, кино и телевидения, в деятельности которых немаловажное место занимает взаимосвязь формы и цвета с человеческим духом.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи