Хаким ат-Тирмизи (824-892)

Категория: Великие мыслители Узбекистана Опубликовано: 02.09.2012

Мухаммад Бен Али Абу Абдаллах аль-Хаким ат-Тирмизи (824-892) - знаменитый суфийский мыслитель, выдающийся мусульманский хадисовед и правовед. Современники, отдавая должное широте его кругозора и глубине его познаний, называли его «Аль-Хаким аль-Тирмизи» - «мудрец из Термеза».

Родился в городе Термезе. Получил традиционное образование, занимаясь с 8 лет религиозными науками. В 28 лет совершил паломничество в Мекку, по дороге совершенствуя свои знания в общении с теологами и суфийскими наставниками. Вернувшись на родину, продолжил изучение суфизма. Среди его учителей были известные хоросанские шейхи: Абу Тураб ан-Нахшаби, Йахйа аль-Джаллаа, Ахмад Бен Хадравайхи и др.

Аскетический образ жизни ат-Тирмизи вызывал уважение местного населения, и вскоре около него возникла группа учеников. Однако его деятельность не нравилась местным властям и факихам, и опасаясь преследований, Ат-Тирмизи был вынужден покинуть родину. Уехал сначала в Балх, а затем в Нишапур.

Его главный вклад в развитие суфизма - работа «Хатм ал-авлийа» (Печать святых), где он разработал доктрину о святых. Согласно этой теории, святые управляют миром: Ат-Термези приравнивал их к посланникам Бога и пророкам.


Среди святых есть высшие святые - «кутб» (колонна) или «гаус» (помощник). Затем в его иерархии следуют группы в 3, 7, 40, 300 и 400 святых, каждый из которых имел собственную миссию в деле духовного обучения и развития орденов. Степень святости зависит от духовного опыта и уровня знаний, приобретенного святым.

В этой книге он впервые в мусульманском мире писал о Логосе, используя для его обозначения слово зикр. Ат-Тирмизи утверждал, что святость (вилайа) ограничена во времени, поскольку она, подобно пророческому дару (нубувва), отмечена печатью, которая должна проявиться при конце света.

Кроме этого трактата, он написал около 80 работ, в которых рассматривается значение мистического опыта практикующих суфиев. Его учение «о душе» (ее состояниях, «движениях»), о методах самосовершенствования и обуздания низменных инстинктов, о роли страдания как средства очищения свидетельствовали о глубоком знании психологии человека. В дальнейшем эти труды в восточноиранском суфизме были признаны классическими. Эти работы отражали потребность в систематизации мистической мысли.

Ат-Тирмизи также был автором первой истории суфизма и сборника биографий суфиев. Однако эти работы известны только в цитатах его последователей.

Ат-Тирмизи считал, что высшим доступным человеку знанием является мистический «гносис» (ма"рифа», или «хикма»), который он отождествлял с «божественным светом», заключенным в сердцах людей. Он различал обычное знание ("илм), сводящееся к пониманию положений шариата, и «гносис», благодаря которому постигается тайный смысл самóй «божественной сущности». Традиционное знание можно обрести в процессе обучения, в то время как ма"рифа - это дар Божий, которым отмечает избранных. Сфера и время применения "илм ограничены, а ма"рифа не имеет пределов. По мнению ат-Тирмизи, «гносис» дарован лишь тем людям, чьи помыслы устремлены к Богу и которые обладают душой, очистившейся от мирских привязанностей. Такими людьми являются суфии, обладающие «аль-аулийа"», т.е. «святые», отличающиеся от прочих верующих.

После ат-Тирмизи утвердилось представление об иерархии мистиков, признанных совершенными. В трактате «Печать святых» он подробно рассматривает возможность достижения состояния просветления и святости, предлагая два пути - неукоснительного соблюдения требований шари"а и тарика, или же через Божественную благодать.

Ат-Тирмизи был первым среди суфийских мыслителей, кто подробно обосновал место святых подвижников, фактически уровняв их в правах с «посланниками» (русул) и пророками (анбийа").

Ат-Тирмизи был образованным человеком, имевшим представление о буддийских, христианских и манихейских учениях, влияние которых можно обнаружить в его трудах. Современники, отдавая должное широте его кругозора и глубине его познаний, называли его «Аль-Хаким аль-Тирмизи» - «мудрец из Термеза».

Исследователь суфизма О.Ф.Акимушкин называет ат-Тирмизи предшественником средневекового арабского мыслителя и поэта Ибн Араби, который нередко включал в свои сочинения большие фрагменты из трудов ат-Тирмизи.

Конец жизни ат-Тирмизи провел на родине, куда он вернулся после вынужденной эмиграции. Окруженный своими учениками, среди которых были Абу Али аль-Джузджани и Абу Бакр аль-Варрак, он до конца своих дней оставался приверженцем мистического суфизма.

Просмотров: 8177

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить