Маннон Уйгур (1897-1955)
Маннон Уйгур - выдающийся узбекский театральный деятель, режиссер, актер, переводчик, драматург, педагог, был одним из основателей узбекского театра и узбекской национальной театральной школы. Организовал Узбекский государственный академический драматический театр им. Хамзы, где проработал до конца своих дней.
При нем сложились лучшие профессиональные и этические традиции этого коллектива, его эстетическая программа. Уйгур воспитал не одно поколение актеров и режиссеров, великолепных мастеров сцены, которые составили славу и гордость национального узбекского сценического искусства. Среди его учеников А. Хидоятов, С. Ишантураева, Ш. Бурханов, Н. Рахимов, А. Ходжаев, Л. Назруллаев, З. Хидоятова, З. Садриева... В основу формирования труппы Уйгур положил принцип разнообразия актерских индивидуальностей. Он "коллекционировал" труппу, приглашая одаренных молодых людей из других театров, любительских, самодеятельных коллективов. Описанная в начале статьи встреча - лишь один пример безошибочного "чутья на талант", а таких примеров в биографии Уйгура немало. Он собрал, взлелеял и привел к художественным высотам актеров первых поколений театра имени Хамзы.
В Уйгуре органично сочетались три главные ипостаси режиссера - наставник, постановщик, руководитель.
Как наставник Уйгур последовательно вводил актеров в круг большой драматургии. Лучшие его постановки - шекспировские и исторические спектакли - ориентированы на театр крупных форм. Однако этой ориентацией далеко не ограничивались его представления об искусстве актера. Он учил всеобъемлющему владению профессией, мастерству воплощения образов в широком жанровом диапазоне - от бытовых комедий до высоких трагедий. Его работа с актерами нередко носила экспериментальный характер. В одном спектакле, на одном представлении одну и ту же роль по очереди могли исполнять два актера. Часто один актер играл две, а то и три роли в одной пьесе; нередко молодые актеры назначались на возрастные роли. Цель подобных экспериментов очевидна - вскрыть резервы актерской индивидуальности, уберечь актера от привычных штампов.
Первостепенное значение Уйгур придавал сценической технике, упорно добиваясь отточенности каждого жеста, сценической выразительности во всем - в жесте актера, в движении, в слове. Не зря Аброра Хидоятова, его любимого актера, называли "королем позы". "Если ты стоишь на сцене спиной к зрителям, то пусть играет твоя спина", - говорил Уйгур на репетиции.
Репетиции в творческой лаборатории Уйгура занимали особое место. Огромное значение он придавал слову, звучащему со сцены. Тонкий знаток узбекского языка, Уйгур обладал незаурядным литературным даром, писал и переводил пьесы. Даже в выборе артистического псевдонима проявилось знание тонкостей языка. Еще в молодости молодой Маннон Маджидов выбирает псевдоним Уйгур - архаизм, переводимый со староузбекского как "уйониш" (побудчик, трубящий зарю). При этом - вполне в духе просветительских устремлений джадидов.
Актеров, прошедших школу Уйгура, отличали удивительная чистота дикции, богатство интонационных оттенков. Шукур Бурханов вспоминал: "И днем, и ночью он был занят в театре. Даже когда ставили другие, он вместе с ними режиссировал спектакли. Он делал замечания из-за малейшей ошибки, неверно произнесенной буквы, учил нас настоящему узбекскому языку. Он показывал, как актер должен себя вести на сцене, говорить, держать паузу.... Хотя я не получил театрального образования, сыграл уже сотню ролей, не перестаю гордиться и радоваться, что учился у Уйгура, прошел его школу". Последние слова могли бы повторить многие актеры.
Как постановщик Уйгур поставил немало спектаклей. Большинство приходится на начало двадцатых годов - тогда он ежегодно ставил до двадцати спектаклей. Легко представить их несовершенство - с актерами-любителями, в неприспособленных помещениях... Но бесспорно их значение как для набиравшего опыт режиссера, так и для молодого узбекского театра. Уйгур поставил в те годы все пьесы Г. Юнуса, Г. Зафари, А. Кадыри, Фитрата, Хамзы, М. Бехбуди, Чулпана, А. Авлони, А. Бадри, Хуршида, практически все узбекские пьесы, написанные к тому времени... В 1921 г. он ставит первую узбекскую музыкальную драму Г. Зафари "Халима".
С первых шагов Уйгур-режиссер регулярно обращается и к переводной литературе, драматургии. Большим успехом, например, пользовались его спектакли начала 20-х гг. "Шейх Санан" и "Иблис" по пьесам азербайджанского писателя Х. Джавида. Чуть позднее в поисках ответа на вопрос, каким быть молодому узбекскому театру, - он начинает эксперименты в области формы спектакля, в постановке "Худжум" ищет пути синтеза театра европейского образца и традиций узбекского народного театра масхарабозов.
В 1932 году ему было присвоено звание Народный артист Узбекистана.
В 1935 г. осуществилась мечта Маннона Уйгура поставить "Гамлета" Шекспира, которую Уйгур вынашивал с середины 20-х годов. Перевод был сделан Чулпаном, который разделял театральные взгляды Уйгура.
В 2001 г. Указом Президента Республики Узбекистан Маннон Уйгур награжден орденом "Буюк хизматлари учун" (посмертно).