Мирсадык Таджиев (1944-1996)
Мирсадык Махмудович Таджиев (1944 - 1996) - узбекский композитор и музыкальный педагог. Заслуженный деятель искусств УзССР (1981). Известен благодаря созданию ряда произведений, соблюдающих одновременно как европейский симфонический канон, так и узбекский маком (арабо-персидский по происхождению).
Становление Таджиева - музыканта было ярким и стремительным.
Он окончил музыкальное училище им.Хамзы в Ташкенте историко-теоретическое отделение, класс композиции Малахова. А в 1964-1972 преподавал в этом же училище.
Занимался у Р. Д. Вильданова, в 1970 окончил Ташкентскую консерваторию по классу композиции Ф. М. Янов-Яновского. В 1972-1973 преподавал на кафедре теории Ташкентской консерватории, в 1979-1996 на кафедре композиции и инструментовки там же. С 1987 доцент. В 1973-1975 художественный руководитель вокально-танцевального ансамбля "Гузал", в 1975-1976 - ансамбля узб. песни и танца "Шод-лик", в 1976-1979-Узбекской филармонии им. М. Кари-Якубова.
В годы учебы в консерватории Таджиев активно работал в разных жанрах. В качестве диплома он представил Вторую симфонию-балет. Опираясь на традиции композиторов старшего поколения, Таджиев всегда стремился найти свой путь в искусстве. Интерес к поиску нового вновь и вновь помогал ему экспериментировать, что особенно ярко проявилось на примере симфоний. Одни из них отличаются масштабностью замысла и внушительным составом оркестра, а другие предназначены для камерного исполнения.
М.Таджиев вошел в историю узбекской музыки как создатель так называемого "макомного" симфонизма (термин Н.Янов - Яновской), суть которого заключается в органичном единении особенностей макомного развития с закономерностями европейской симфонической модели. Произведения Таджиева - это синтез национального и общенационального. Его музыка представляет мир национальных традиций через призму художника ХХ в. Таджиев всегда стремился не к внешнему отображению национального колорита, а к постижению глубинных свойств традиционной музыки. Из недр макомов он заимствовал медитативность, философский настрой, постепенность развертывания мысли. Конфликтную драматургию европейской симфонии он заменяет постепенным накапливанием внутреннего напряжения, свойственным макомным формам. Национальную мелодику автор смело соединяет с современными приемами алеаторической техники. Показательно, что даже в самых "национальных" своих произведениях Таджиев очень тонко задействует выразительные возможности сугубо европейских бытовых жанров, подчиняя их требованиям конкретного замысла. Например, в Третьей симфонии, считающейся "одним из ярчайших достижений современного узбекского симфонизма", для усиления трагического начала композитор вводит элементы траурного марша.
Одним из интереснейших явлений узбекской симфонической музыки по праву считается Пятнадцатая симфония Таджиева ("Архипелаг ГУЛАГ"), ставшая своеобразным памятником жертвам массовых репрессий. Это, пожалуй, одно из немногих произведений композитора, где национальные черты оказались наиболее завуалированными. Важную смысловую и драматургическую роль в симфонии играет жанр марша, переплетающийся с приемами электронной музыки и алеаторики. Рассредоточенные по всей музыкальной ткани маршевые элементы выступают в симфонии как атрибуты тоталитарной системы. Механическое повторение заостренной маршевой ритмической формулы, постепенное нарастание звучности создают эффект агрессивного натиска античеловеческой силы. В кульминации автор цитирует песню-марш "Широка страна моя родная". Мелодия, служащая долгое время позывными советского радио, в контексте симфонии звучит апогеем лживости тоталитаризма. Маршевые элементы служат композитору не только для создания абстрактного образа зла. Они являются мощным опознавательным признаком конкретного исторического времени. Можно сказать, что Таджиев открыл в узбекской музыке новые образно-смысловые возможности марша, трактуя его как символ тоталитарной системы.
Для произведений Таджиева, будь то симфония, опера или музыкальная драма, всегда характерна свобода, с какой автор обращается с выразительными возможностями различных музыкальных пластов. Композитор смело экспериментирует с традиционной музыкой, европейскими жанрами, современной техникой. Еще одна сфера реализации таланта Таджиева - педагогика. С 1971 по 1996 г. в стенах Ташгосконсерватории он вел курсы композиции и инструментовки, приучая учеников к свободе мысли, вдохновлял им интерес ко всему новому. Музыка Таджиева заставляет слушателей обратить взгляд в себя, задуматься над вечными проблемами бытия, помогает осмыслить действительность.
Лауреат премии Ленинского комсомола УзССР (1974), премии ВЛКСМ (1976).
Работы
* Муз. комедия Старики и старухи (Ташкент, 1979);
* для солиста, хора и симф. оpк. - Драматические фрагменты (сл. совр. арабских и алжирских поэтов, 1967);
* для смеш. хора и симф. оpк. - поэма Муножат (1977);
* для симф. оpк. - симфонии:
o I (1969),
o II (симфония-балет "Ойгул и Бахтияр" по поэме X. Алимджана, 1970),
o III (посв. 50-летию УзССР, 1972),
o IV (посв. 30-летию Победы, Сердце древнего Самарканда, 1975, свето-звуковая панорама),
o V (посв. З. Хакназарову, 1976),
o VI (посв. 60-летию Октября, 1977),
o IX (1980),
o X (1981),
o XI (1983, посв. международному музыковедческому симпозиуму),
o XII (Память, посв. 40-летию победы в Великой Отечественной войне, 1985);
* для ф-п. и симф. оpк. - Концертино (1965), Концерт (1968);
* для чтеца и симф. оpк. - поэма Любовь поэта (сл. И. Султанова и Уйгуна, 1968);
* Струн. квартет (1965);
* для кам. орк. - симфонии VII (1977), YHI (1978);
* для орк. нар. инстр. - Увертюра "Шодиена" (Празднество, 1973), увертюра Молодые голоса (1977), Хореографическая поэма "Пришла вода" (1977);
* для смеш. хора, ансамбля нар. инстр. и симф. орк. - Поэма Фахрия "Узбекистан" (посв. XXVI съезду КПСС, 1980);
* для ф-п. и орк. нар. инстр. - Концертино (1977);
* для чанга и ф-п. - рапсодии: I (1973), II (1979), III (1980), IV (1981), V (1982);
* для чанга - Поэма (1986); романсы - Тайна сердца (на cл. Г. Нурнллаевой, 1974), В разлуке (сл. Уйгуна, 1974), Волки (сл. М. Джалиля, 1967), поэма Дружба (сл. М. Бабаева, 1981);
* песни Влюблен (сл. М. Кариева, 1977), Узбекистан (сл. X. Гуляма, 1977);
* музыка к драме "Где ты, мой сын" Машраба (1987);
* музыка к фильму "Бакенщик" (1967);
* музыка к кукольному спектаклю "Маугли" (по Киплингу, 1980).