Уста Алим Камилов (1875-1953)
Уста Алим Камилов (1875-1953) - музыкант, балетмейстер, хореограф. Народный артист УзССР (1937). Герой Труда (1932). Знаток традиционной узбекской классической хореографии - «усулчи», исследователь ритмов и движений классического узбекского танца.
Родился в Маргилане. Он принадлежал к той категории артистов, которые не имели определенного профессионального воспитания.
Свою трудовую жизнь Алим Камилов начал будучи арбасозом (мастером по изготовлению телег). Вскоре он стал напевать песни из репертуара хафизов и отбивать ногой многочисленные ритмы. В перерывах во время работы он брал поднос и ловко подражал знаменитым дояристам. Его стали приглашать на семейные торжества, где он уже подыгрывал на дойре или нагора. А затем он стал аккомпанировать известной маргиланской яллачи Саломат-холла. И как-то на одном из празднеств в присутствии всех маргиланских мастеров ритма и танца Алим Камилов был признан артистом.
В 1918 организовывал первые узбекские труппы танца, выступавшие в частях Красной Армии. В 20-х гг. работал в различных агитбригадах. В 1926 один из создателей, до 1929 балетмейстер 1-й узбекской этнографической группы, при которой была открыта первая в республике танцевальная школа.
В 1929-39 годах - балетмейстер Узбекского музыкального театра, с 1939 - театра им. Навои. Участвовал в постановках первых узбекских балетов: «Пахта» Рославца (1933), «Шахида» Таля (1939), «Гуляндом» Брусиловского (1940). Консультировал балетмейстера Ф. В. Лопухова при работе над балетом «Акбиляк» Василенко (1943).
Преподавал узбекский танец в школе 1-й узбекской этнографической группы (1926-29гг.), студии Узбекского музыкального театра, республиканской балетной школе им. Тамары Ханум (1933-41гг.), балетной студии и классе солистов Театра им. Навои (1939-53гг.). Среди учеников: Тамара Ханум, Г. Б. Измайлова, М. Тургунбаева, Х. А. Камилова, Г. Н. Маваева, К. Юсупова. Лауреат первого международного фестиваля народных танцев (Лондон 1935г.).
На первом Всемирном фестивале народного танца, состоявшемся в Лондоне в 1935 году, исполнительница сольного танца «Пилля» - «Шелкопряд» Тамара Ханум была удостоена Золотой медали. Танец этот исполнялся под аккомпанемент только одного инструмента - дойры.
Виртуозная игра дойриста - 60-летнего Усто Алима Камилова вызвала всеобщий восторг, шквал аплодисментов. Хотя этот был конкурс танцовщиц, по предложению королевы Великобритании Елизаветы I золотой медали был удостоен и Усто Алим Камилов. Слепок с правой руки виртуоза игры на дойре был выставлен в одном из музеев Лондона. Подпись гласила: «Эта рука извлекает удивительную симфонию звуков из простейшего инструмента - кольца, обтянутого кожей, немного подогреваемого перед игрой».
В любом инструментальном узбекском ансамбле ударные инструменты ? дойра и ногора играют очень важную роль, так как четкая ритмическая основа свойственна всем видам узбекской музыки. Но для того чтобы стать мастером-дойристом, нужно было избрать определенную специализацию. Алима Камилова привлек танец. Он очень тонко чувствовал, что каждое движение танцовщицы означает передачу определенного оттенка чувства. И Алим добился того, чтобы его руки и пальцы научились «страдать и смеяться». Несколько десятков лет спустя крупнейшие музыканты мира поражались тому, как он извлекал «целую симфонию звуков» из такого, казалось бы неприметного инструмента, как бубен.
Из поколения в поколение дойристы, аккомпанирующие танцорам, передают тайны своего мастерства, десятки ритмов, а так как каждый ритм имеет и свое определенное выражение в движении, то и эти движения. По существу педагогами танцоров и «балетмейстерами» часто были дойристы.
Уста Алим Кмилов умер в Ташкенте в 1953 году. Место захоронения: Мемориальное кладбище «Чигатай».