Урал Тансыкбаев (1904-1974)
Урал Тансыкбаев (1904-1974) - народный художник, действительный член Академии художеств, председатель Союза художников Узбекистана (1956-1959).
Родился в Ташкенте. После окончания семилетней школы пошел работать на завод. В двадцать лет Урал начинает рисовать.
Первые картины Урала Тансыкбаева были показаны в клубе завода, в котором он работал. В 1924 г. в газете «Туркестанская правда» появилась заметка «о художнике-рабочем Урале Тансыкбаеве». Его первым учителем в студии при Ташкентском музее искусств (1923-1927) был Н. В. Розанов. Живописное мастерство, освоение импрессионистического видения молодым Тансыкбаевым отразились в его работе «Портрет узбека» (1927, Музей Востока, Москва). В 1928-1929 гг. Урал Тансыкбаев учится в Пензенском художественном училище у И. С. Горюшкина-Сорокопудова. Посетив в 1929 г. Москву, художник познакомился с музеями, увидел современную западноевропейскую живопись, которая произвела на него сильнейшее впечатление. С этого времени начинаются интенсивные поиски, выбор самостоятельного пути. Тансыкбаев - первый художник коренной национальности, активно приобщавшийся к европейской культуре, освоивший манеру европейского авангарда, сформировавшийся в яркую личность с особым мироощущением. Феномен мастерства Урала Тансыкбаева понимается в художественном контексте эпохи, когда он жил и творил. В те годы современное узбекское искусство живописи находилось в стадии формирования, и он стал его первой ласточкой. Особую роль в этих процессах играли известные художники П. Беньков, A. Волков, М. Курзин, Н. Кашина, А. Николаев, B. Уфимцев, определившие своим творчеством высокий уровень развития национальной школы. В 1934 г. после выставок произведений искусства Узбекистана в Москве и Филадельфии его стали называть «главой узбекистанских колористов». Со временем в его творчестве сильнее проявляется призвание пейзажиста реалистического направления, воплощавшего в своих произведениях идею гармонии человека и природы. Искусствоведы отмечают, что Урал Тансыкбаев, благодаря своим творческим поискам, кардинально обновил узбекскую пейзажную живопись, выйдя за пределы пленэрного этюда, он создал пейзаж - картину.
В течение ХХ века он определял развитие национального пейзажа, а в новом веке его юбилейная ретроспектива - одно из важнейших событий, связывающих современность с истоками узбекского изобразительного искусства, восстанавливающих преемственность. С годами историческое значение мастера дополняется новым смыслом, определяясь не только огромным эстетическим воздействием его полотен на зрителей, но и той ролью, которую ему пришлось сыграть в искусстве своего времени.
Уже в раннем творчестве можно заметить постоянный живой интерес У. Тансыкбаева ко всему окружающему, при этом - никакого упоения экзотикой прошлого, никакой стилизации. Идущее от революционной романтики желание выстроить на развалинах прошлого мир лучше, чем прежде, определили навсегда его любовь к современности, развили поразительную восприимчивость и уникальную способность художника адаптировать самые разнообразные традиции к контексту современности, не порывая с реальностью и не замыкаясь в кругу субъективных ощущений. В гуашах и рисунках 2-й половины 30-х гг. происходит непрерывное изучение окружающего мира, преображенного в его полотнах поэтическим восприятием.
В 30-е гг. можно увидеть и импрессионистические работы, как например "Автопортрет на пленэре" (1935), и реалистические - портрет А.Подковырова (1935), и в духе неопримитивизма - "Узбек. Самарканд" (1934). В работах второй половины 30-х гг., как "Бричмулла", "Богустан","Весенние работы", видно, что дальнейший путь художника определился в сторону пейзажного жанра.
Внимательное изучение работ У. Тансыкбаева конца 20-х - начала 30-х гг. позволяет отметить в особенностях его становления скрытые импульсы, которые придавали ему силы для дальнейшего развития. Закончив студию Н. Розанова, лишь два года проучившись в Пензенском художественном училище, художник не задерживался на стадии ученичества, робко определяя свой путь. Сочетание многих факторов и влияний определили феноменально быстрое развитие Тансыкбаева в сторону авангарда. Это - впечатления от современной европейской живописи, увиденной в музеях Москвы, оригинальный опыт соединения авангардных элементов с традициями Востока, ставший для него новой школой мастерства по возвращении домой. Атмосфера дискуссий, выставок, работа рядом с такими художниками, как А. Волков, М. Курзин, А. Николаев, А. Подковыров, которые были на двадцать лет старше Тансыкбаева и уже имели свою концепцию развития молодой художественной школы, открыла возможность свободного творчества, продиктованного исключительно внутренней потребностью к смелым исканиям.
Начиная с "Портрета А. Ташкенбаева", до середины 30-х гг. Тансыкбаев стремительно прошел через основные направления европейской живописи конца XIX - XX вв. Импрессионизмом, который стал необходимым этапом на пути каждого современного художника, Тансыкбаев блестяще овладел в портрете А. Ташкенбаева. Он научился передавать воздух, насыщенную красочными рефлексами среду, обрел непосредственный контакт с природой. Успешно развивался дальше, увлекаясь дивизионизмом ("Караван"), усилением роли цвета в живописи постимпрессионизма ("Багряная осень) и фовизма ("Полдень в саду"), пластичностью форм, близкой Сезанну и кубизму в картинах ("Розовый пейзаж с фигурой мальчика", "Ходжикент") и рисунках ("У хауза", "Уголок старого города"). Сам Урал Тансыкбаев, еще, будучи студийцем, размышлял о живописных принципах, о возможных путях развития. В 1927 г. он написал портреты, представляющие собой две художественные концепции: один - импрессионистический (портрет А. Ташкенбаева) и другой - по-восточному декоративный, эмблематичный ("Портрет узбека").
Зная, что Тансыкбаеву предстояло в 60-е - 70-е гг. написать свои монументальные, эпического плана пейзажи, можно считать, что декоративность цвета и плоскостные принципы композиции оказались наиболее близки художнику, навсегда проникнув в самую суть его живописи. А для раннего творчества наиболее выразительное поэтическое претворение характерно для картины "Кочевье" (1931), где ярко проявилось национальное своеобразие живописи художника - песенное, лирическое начало, любовь к пространственному развитию композиции, декоративная интерпретация мотива, которые в дальнейшем будут сохранены и развиты в другой стилистической системе.
В небольших работах художник стремился придать пейзажу монументальную обобщенность, находя мотивы красоты вечной, как "В долине Чирчика" (1940), что придавало картинам эпический характер. Послевоенное десятилетие - одно из малоисследованных в истории искусства Узбекистана. Еще не до конца поняты тенденции тех лет, не раскрыты факторы и причины изменений в творчестве мастеров, не найден ответ на вопрос: существовали ли внутрихудожественные тенденции, ведущие к принципам реализма XIX в., который утверждался в советском искусстве.
Многое в настрое искусства тех лет объясняет общность мироощущения после войны. Эмоциональный подъем определялся чувством радости победы, выстраданной народом. В то же время на развитие культуры, как никогда раньше, оказывала давление власть, пропагандирующая идеологические нормы соцреализма. В ходе этого происходила дискредитация высоких эстетических и живописных принципов реализма, корневой основы всей мировой живописи. Характерные для этого времени трудности войны и жажда нормальной жизни поначалу пробудили острую потребность в гармонии, оптимистическом настрое всего искусства. "Глава узбекистанских колористов", как называли Тансыкбаева в 30-е гг., начал поиски своего пути, пытаясь примирить эстетические идеалы юности с новыми принципами.
О противоречивости сложного пути развития Тансыкбаева этих лет свидетельствует сравнение двух работ 1951 г.- "Родной край" и "Вечер на Иссык-Куле". В них словно происходит борьба двух концепций - господствующих тенденций времени с иллюстративностью, излишней детализацией и в целом поверхностным воплощением образа природы и поисками глубокого, философско-поэтического ее переживания.
Показательны пейзажи "Тахиаташ" и "Сырдарья". Урал Тансыкбаев стоял на пороге нового периода в своем творчестве, ему предстояло кардинально обновить узбекскую пейзажную живопись, выйдя за пределы пленэрного этюда, создать пейзаж-картину.
Лучшие пейзажи, в особенности "Утро Кайраккумской ГЭС", раскрывают поиски общечеловеческого идеала, а не идеологического заказа.
В 60-е - 70-е гг. художник создает произведения более свободной живописной трактовки, монументального обобщения, смелых колористических сочетаний, в которых словно оживает дух исканий 30-х гг. В полотнах "Горная дорога Ангрен - Коканд", "Озеро Каракуль на Памире", "В Белесе. Киргизия", "Алайская долина", "Пяндж вечером" покоряет романтика в восприятии природы, нечто героическое и торжественное, а также выразительная простота, сила колорита, словно вновь вырывающегося на волю, широкое свободное письмо.
Урал Тансыкбаев, как и другие основоположники искусства Узбекистана, жил в непростые, трудные годы, когда мир переживал войны и иные драматические события. Художник не игнорировал их, но он противопоставлял им веру и утверждение в искусстве прекрасного. На многие вопросы своего сложного времени он ответил достойно, а лучшие произведения художника - свидетельство выдающейся роли мастера в истории национальной культуры.