Философско-религиозная литература Х-XII века

Категория: Литературоведение Опубликовано: 02.09.2012

Для региона Центральной Азии издавна было характерно наличие различных школ, течений и направлений, которые проявились как в материальной, так и в духовной культуре народа. Не стала исключением в этом отношении и литература.

Если произведения Юсуфа Хас Хаджиба Баласагуни и Ахмада Югнаки исследователи относят к дидактико- философской литературе, то иное направление в средневековой литературе, также получившее широкое распространение, можно охарактеризовать как религиозно-философскую, или мистико-религиозную. Такое название направления носит условный характер, его не следует понимать в буквальном смысле. Мы остановимся на наиболее ярких и интересных представителях, рассматривать их будем в хронологической последовательности.

Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби родился в 870 г. в небольшом городке Фарабе, находившемся на самом юге современного Казахстана. Город стоял в том месте, где протекала река Арысь, которая впадает в Сырдарью. Находясь в центре Великого шелкового пути, она получила мощное развитие, как в материальном, так и в духовно- культурной жизни того времени.

Абу Наср Мухаммад аль-Фараби - был философом, энциклопедически образованным человеком. До нас дошли более чем тридцать трактатов, написанные аль-Фараби на арабском, шесть - на еврейском и два - на латинском языках. Наиболее известным его трактатом является “Большая книга музыки”. Перу великого ученого принадлежит около семидесяти сочинений. Кроме всего прочего аль-Фараби писал философские стихи.

В средние века ислам получил широкое распространение. Этот период характеризуется не только тем, что мусульмане стали глубоко изучать религию, шире толковать многие суры Корана и беспрекословно следовать законам шариата, но и тем, что видными образованными и авторитетными теологами стали создаваться религиозные книги, главным образом, сборники хадисов (предания о поступках и изречениях пророка). В XIX в. мир ислама подверг критическому анализу все созданные сборники хадисов и выделил лишь те, которые являются наиболее верными и правильными.

В итоге отбора и систематизации был создан сборник, состоящий из шести книг. Их составителями были известнейшие в исламском мире ученые-теологи, большинство из которых были выходцами из Центральноазиатского региона. Одним из наиболее талантливых и уважаемых среди них был имам аль- Бухари (810-870).

Получив образование в Дамаске, Каире, Басре, Багдаде, аль-Бухари стал прекрасным знатоком хадисов, вел дискуссии по их достоверности. В течение пяти лет в г.Нишапуре он был преподавателем медресе по хадисам, а, вернувшись в Бухару, создает целую школу по хадисам. Главный труд его - сборник хадисов “Аль-Джами ас-Сахих” - содержит 7275 рассказов из жизни Мухаммеда. В исламском мире этот сборник считается вторым после Корана письменным источником мусульманства.

Просмотров: 4465

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить