Гайратулла Шукуров. Памяти давно минувших лет
У каждого из нас на свете есть места,
Что нам за далью лет всё ближе, всё дороже,
Там дышится легко, там мира чистота,
Нас делают на миг счастливей и моложе…
Л. Фадеев
Наверное, никого не оставляют равнодушными эти строки из популярной песни «Чистые пруды» в великолепном исполнении Игоря Талькова. Всякий раз, слушая эту песню, мыслями уношусь в далёкое детство. Память человека, словно извергающийся вулкан, может вдруг озарить давно забытые мгновения.
Иногда становится страшно, что всё может исчезнуть безвозвратно, и уже не впервые я решаю взяться за перо, откладывая всякий раз то по одной, то по другой причине на неопределённое «после».
Мне хочется написать о махалле, где я родился и вырос, о ее неасфальтированных пыльных улицах, по которым мы бегали босиком, обжигая ноги о раскаленную солнцем землю, о переполненных водой арыках по обочинам тротуаров, из которых можно было пить, не опасаясь ничем заразиться, о родных и близких людях, друзьях и о многом другом.
Так получилось, что с ранних лет я увлёкся фотографией, а затем и кино. Окончив школу и институт кинематографии, я стал кинооператором. По долгу службы мне пришлось объездить много стран, что, несомненно, оказало влияние на формирование моей личности. Проработав всю жизнь в кино, невольно становишься критиком и каждый раз, когда на экране появляется неправильная трактовка исторического прошлого, становится грустно и жалко молодых режиссёров, операторов, художников, которые рискнули обратиться в своём творчестве к исторической теме, не осознавая до конца всей сложности задачи.
Моё детство и юность прошли в трудные 50–60 годы прошлого столетия. Помню, на нашей улице жили узбеки, русские, татары, армяне, азербайджанцы, уйгуры, евреи. Мои друзья тоже были разных национальностей. И наша дружба была самым дорогим для нас! Другие ценности: дом, одежда, имущество – серьёзно не воспринимались. Помню, что лишь у троих наших соседей были маленькие чёрно-белые телевизоры всего с двумя программами вещания и, когда шёл какой-то интересный фильм, мы все – взрослые и дети – заходили к ним смотреть кино, располагаясь прямо на полу, как в кинотеатре. Ни у кого даже в мыслях не возникало избавиться от непрошенных «зрителей». Иногда кто-то из нас засыпал прямо во время просмотра, и по окончанию фильма родители уносили своих детей на руках.
Мне до сих пор помнятся тогдашние взаимоотношения между людьми. Каждый праздник был радостным событием для всех. Если кому-то из ребят родители покупали велосипед – им могли пользоваться все его друзья. Один мяч летом и одни сани зимой – для всех. Люди были намного проще, щедрее, доброжелательнее.
Я помню, что в те годы централизованного водоснабжения ещё не было. На каждой улице было по одному водопроводу, которым пользовались все жители, если кто-то и забывал закрыть кран, любой прохожий тут же бережливо отключал его. И всё это происходило в те времена, когда о высыхании Арала ещё не было и речи. Реки и каналы радовали людей своим полноводием, в арыках звонко журчала вода. Всех приучали к бережливости и экономности. К сожалению, сейчас таких качеств не встретишь.
В народе издавна принято ценить и оберегать воду как главную живительную силу живого мира. В каждой семье это внушалось всем с самого детства. В каждом дворе рыли самопоглощающую яму глубиной от 3 до 5 метров в виде колодца для слива грязной воды. Дно ямы до полуметра выкладывали большими булыжниками, и вся вода уходила глубоко под землю. В яму сливали воду после стирки белья, мытья посуды, а также она вбирала всю дождевую воду, которая могла накопиться во дворе.
Почти в каждом дворе был тандыр, где пекли горячие ароматные лепёшки и самсу. Один угол двора специально отводился для приготовления пищи на кирпичных очагах. Топили дровами и углем. Под потолком развешивали связки сушёных помидоров, перца и других овощей, которые зимой служили специями. Такие добавки в супы придавали особый аромат, неповторимый вкус и цвет. О пользе таких биологически чистых приправ нет нужды говорить…
В то время ещё не во все махалли Ташкента был подведен природный газ. Зимой от холода спасали чугунная «печка-буржуйка» или сандал – обычная хонтахта (стол на коротких ножках), накрытая сверху ватным тёплым одеялом. Внутри по центру была ямка, куда вставляли тазик с раскалённым углём, который обогревал внутреннюю часть сандала. Мы рассаживались вокруг, укрывались по пояс одеялом, так спасаясь от холода. К сожалению, это гениальное изобретение наших предков сегодня ушло в далёкое прошлое, как и многое другое.
Когда я рассказываю об этом своим внукам, они смотрят на меня с недоумением, не представляя что это. А между тем сейчас, как никогда важно сохранить и передать историю страны, ее бытовые реалии, тот дух, который способствовал формированию лучших душевных качеств в человеке. Немаловажную роль в этом играет кино. Всякий снятый фильм должен соответствовать исторической достоверности. Передать правду жизни – главная задача того, кто взялся экранизировать тему из жизни прошлого. При создании таких фильмов необходимо учитывать ее реалии и нюансы, некоторые из которых умышленно описаны мною, только лишь в таком случае можно рассчитывать на успех и на то, что фильм действительно будет полезен в познавательном и идеологическом смысле.
Ярким примером может быть всеми любимый фильм «Об этом говорит вся махалля» режиссёра Шухрата Аббасова. Отражая очень простые житейские истории с помощью великолепно сыгранных актёрских ролей, он до сегодняшнего дня остаётся любимым фильмом как старшего поколения людей, так и молодого. Секрет его успеха состоит в том, что изобразительный ряд до мельчайших деталей играет на драматургию фильма. Конечно же, одним изображением трудно передать атмосферу времени, в данном фильме ее воссоздают тонкие психологические нюансы, особенности взаимоотношений, диалоги, а также реквизиты, воссоздающие особенности эпохи. Этот фильм может служить хорошим эталоном того, как нужно изображать на экране жизнь и быт простых людей, не упуская мельчайших деталей эпохи. Для достоверности снятых эпизодов многие предметы прошлого сейчас ищут у населения, на блошиных рынках, где можно приобрести за умеренную цену антикварные вещи, которые убеждают зрителей, помогают поверить в происходящее. Большая роль отведена художникам-постановщикам, которые могут дорисовать недостающие детали. Из мелочей в кадре складывается настоящая эпоха. Так снимали кино в прошлом.
Сейчас смотришь некоторые узбекистанские фильмы и замечаешь один за другим ляпсусы… Недавно по телевизору демонстрировали фильм, где герой в возрасте 25 лет вспоминает своё детство. Его воспоминания даны в чёрно-белом цвете. Мать оставляет своего 5-летнего сына в детском доме, действие происходит в здании с пластиковыми окнами «Акфа». Тогда, 20 лет назад, у нас таких окон не было. Второй пример. В фильме «Предатель» повествуется о трагических событиях, произошедших в 2005 году в Андижане. Сам фильм, безусловно, снят профессионально. Авторы попытались раскрыть драматические события в хронологической последовательности грамотным кинематографическим языком. И это им удалось. Но и здесь хочется обратить внимание на некоторые неточности. Все задействованные в съёмках автомобили с номерными знаками нового образца, которые введены в пользование лишь два года назад. Казалось бы мелочи, но, конечно же, на них необходимо обращать внимание особенно художникам-постановщикам и операторам, которые отвечают за изобразительный ряд. Эти оплошности явно умаляют достоинства фильма. Такие ошибки в изображении равносильны тому, что, например, снимая фильм о войне 1941–1945 гг., в руки солдат раздать автоматы Калашникова.
Ещё один пример. В фильме «Ватан» («Родина») – режиссёр З. Мусаков, оператор А. Исмоилов – главный герой в юности из родного кишлака уезжает на войну и по воле судьбы оказывается на чужбине, на родину возвращается спустя 60 лет. Зритель запоминает волнующие моменты проводов призывников, и его в том числе, на фронт. На экране хорошо видно старое здание сельсовета с кривыми ступеньками, деревянные колонны веранды, окрашенные в голубой цвет, рядом растёт дерево и прочие детали. Герой приезжает в родные края спустя много лет, и уже сейчас вспоминает своё прошлое на фоне того же сельсовета. На экране зритель опять видит то же здание, те же колонны, которые не претерпели никаких изменений за столько лет, и, что ещё абсурднее, даже деревья вокруг здания так и не выросли за все эти годы. Такие ляпсусы на экране вызывают недоверие к происходящему, обиднее всего то, что такие ошибки можно встретить в произведениях больших мастеров-профессионалов. Нужно всегда помнить, что человек воспринимает окружающий мир прежде всего зрительно, глазами. Сколько наслаждения получает зритель от таких фильмов, как «Титаник» (реж. Джеймс Кэмерон), «Бег» (реж. А. Алов и В. Наумов), «Москва слезам не верит» (реж. В. Меньшов), «Ташкент – город хлебный» (реж. Ш. Аббасов)! В этих фильмах авторы сумели мастерски передать дух, атмосферу, малейшие нюансы времени. Таких примеров множество.
К сожалению, сейчас, в эпоху бурного развития цифровой техники, в целях экономии фильмы стали снимать одним фотоаппаратом. Даже та необычная съёмочная атмосфера с командами режиссёра: «внимание», «камера», «мотор», «стоп» и т. д., – которая присутствовала во время съёмок, исчезла безвозвратно. Трудно представить, как можно снять хороший фильм без этой творческой съёмочной атмосферы…
Совершенно очевидно, что при создании фильмов и телепередач о событиях 40–50-летней и более давности, необходимо внимательно и досконально изучить особенности времени, своеобразие героев, их внешность, манеру общения, быт, поведенческий стереотип и многое другое. Только тогда зритель будет верить в то, что происходит на экране и в свою очередь все это будет служить достоверным архивным материалом для будущих поколений. Фильмы на историческую тему пользуются популярностью, всегда смотрятся с большим вниманием и интересом, а потому и подготовка к осуществлению таких проектов должна быть очень серьёзной.
Только профессиональные грамотные фильмы вызывают сладкие мгновения возвращения в детство, только при просмотре таких достоверных фильмов зритель получает неописуемое наслаждение, которое делает каждого из нас на миг счастливее и моложе.
«Звезда Востока», № 1, 2016
_________________
Гайратулла Шукуров. Родился в 1953 г. в Ташкенте, в 1980 г. окончил кинооператорский факультет Киевского театрального института, работал режиссером-оператором, пресс-атташе Республики Узбекистан во Франции, в настоящее время работает начальником управления информации и маркетинга Академии художеств Узбекистана.
Просмотров: 1135