Современная узбекская поэзия
В середине 70-х годов в нашу поэзию пришла талантливая молодежь: Миразиз Агзам, Усман Азимов, Хуршид Даврон, Шавкат Рахмон, Мухаммад Юсуф и др. Она сформировала свой взгляд на человека, общественные явления, историю, морально-нравственные проблемы, художественное творчество и его задачи.
От своих предшественников эти поэты унаследовали нравственный максимализм, притом значительно усилив, как бы обнажив это свойство.
Усман Азим, Мухаммал Юсуф - в своих стихотворениях воспевают безграничную любовь к Родине, ее величие, независимость.
Они прямо обращаются к своему современнику, прежде всего, к молодому поколению.
Их каждое стихотворение - страстный призыв, уберечь самобытность своего края, показать через образы преемственность поколений.
Идеи времени - стремления к социальной справедливости и демократизации не могли не оказаться созвучными творчеству нового поколения, в котором неприятие лжи, несправедливости, лицемерия и прямой бунт против подлости явились основным мотивом. Они выступают как большой, хорошо слаженный яростный оркестр. Поэтому художественные исследования нравственной проблематики с гуманистических и демократических позиций ныне еще более усилилось и углубилось, получено дальнейшее развитие в поэзии.
Одним и самых талантливых поэтов последнего десятилетия является Шавкат Рахмон. Поэт всегда очень открыт и откровенен в своих строках и в то же время скромен, мужественно сдержан.
Шавкат Рахман в некоторых стихотворениях называет себя “строптивым поэтом”. Эта “строптивость” сразу обратила на себя внимание в его первой и второй книгах “Пестрые мгновения” (1978г.), “Грани сердца” (1981г.). Она, конечно, не что иное, как острое неприятие безнравственности столь процветающей вокруг. Эти устремления в его последующих книгах “Светлые дни”, “Цветущий камень” созрели до самостоятельной поэтической концепции. Поэтому своеобразный лирический характер, вырастающий из произведений поэта, невозможно представить вне борений нашего времени.
Расцвет таланта одного из наиболее одаренных узбекских поэтов конца ХХ - начала XXI вв. Мухаммада Юсуфа (1954-2002) пришелся на период становления нового независимого Узбекистана. Его жизнь, короткую, но яркую, можно охарактеризовать словами Пушкина, сказанными о Байроне: “Он исповедался в своих стихах невольно, увлеченный восторгом поэзии”.
Мухаммад Юсуф вошел в литературу в конце семидесятых, и уже тогда о нем заговорили как о серьезном и необычайно талантливом поэте, который умел находить неповторимые и запоминающиеся образы, глубоко и своеобразно обыгрывать в художественной форме, казалось бы, обычные, события и явления жизни.
В первый период своего творчества он запомнился читателям своим стихотворением об узбекской тюбетейке, потом долгие годы это произведение было своеобразной визитной карточкой поэта.
В этом стихотворении Мухаммад Юсуф искренне удивляется, почему его земляки перестали носить тюбетейку. Ведь есть различные виды этого головного убора? Или тяжело стало его носить? Вывод неутешителен: дело не в том, что нет подходящих тюбетеек - не осталось людей, которые были бы достойны их носить.
Мухаммад Юсуф родился в 1954 году в кишлаке Ковунчи Мархаматского района Андижанской области в семье дехканина.
В 1971 году, окончив среднюю школу, он поступил в Республиканский институт русского языка и литературы, по окончании которого работал редактором в Обществе книголюбов Узбекистана.
Затем Мухаммад Юсуф был корреспондентом газеты “Тошкент окшоми”, редактором в издательстве литературы и искусства им. Гафура Гуляма, корреспондентом газеты “Узбекистон овози”, заместителем главного редактора Национального информационного агентства Узбекистана, заведующим отдела журнала “Тафаккур”.
В 1996 году поэт становится членом Союза писателей Узбекистана. Сначала он работает литературным консультантом, а с 1997 года и до конца жизни - заместителем председателя Союза писателей Республики Узбекистан.
В 1998 году Мухаммаду Юсуфу было присвоено почетное звание Народного поэта Узбекистана.
Первое стихотворение опубликовано в 1976 году в газете “Узбекистон адабиети ва санъати”. И лишь спустя девять лет, в 1985 году, выходит первый поэтический сборник “Знакомые тополя”. В этом сборнике поэт лирично и непринужденно делится своими мыслями и чувствами, рассказывает о событиях своей жизни. Поразительно, но его очень хорошо приняла и критика, и старшие товарищи по поэтическому цеху. Мухаммаду Юсуфу в жизни везло: в самом начале творческого пути случай свел его с Эркином Вахидовым, который почувствовал удивительный талант Мухаммада и помог развить его.
Позднее поэт сближается с Абдуллой Ариповым. Эти два выдающихся поэта современности во многом направили талант Мухаммада Юсуфа и более того - в их творчестве можно видеть взаимовлияние и взаимообогащение - в темах, сюжетах, образах, мелодике стиха. Можно, например, вспомнить в этой связи стихотворение А.Арипова “Толпе”, заканчивающееся строками:
Ты почему безмолвна и слепа?
Когда народом станешь ты, толпа?
А вот как заканчивается стихотворение Мухаммада Юсуфа “Народом станьте, люди”:
Дети состоявшегося народа тянутся друг к другу,
Дети не состоявшегося народа едят друг друга.
Станьте, наконец, с достоинством и великодушием,
Народом станьте, люди, народом станьте, люди...!
В стихах Мухаммада Юсуфа прекрасно изображена узбекская природа, она всегда разная, но очень близкая и родная. Все увиденное и прочувствованное воплощалось поэтом в стихи. И какие стихи! В них не было ни словесных украшений, ни поэтических излишеств. Такой искренний поэтический голос был редкостью для узбекской литературы ХХ века. Такой же глубокой лиричностью и в то же время прямотой и ясностью отличались стихотворения Чулпана, Гафура Гуляма и Абдуллы Арипова.
Покоряет свежесть, непосредственность, проникновенная искренность лирики Мухаммада Юсуфа, лукавая прелесть его строк, новизна и своеобразие жанровых зарисовок, их истинно народное песенное начало.
Национальный колорит его поэзии, неповторимо индивидуальный стиль сделали стихи Мухаммада Юсуфа невероятно популярными. Песни, созданные на его стихи, живут своей самостоятельной жизнью, их поют и любят.
Мухаммаду Юсуфу свойственны необычайная многосторонность в восприятии мира, отзывчивость на каждое движение жизни и безудержный полет фантазии.
Мухаммад Юсуф умел показать жизнь в ее полноте и многообразии. Но жизнь для него - это и есть любовь. Без нее он не мыслил себя ни в жизни, ни в творчестве. Именно поэтому все его творчество пронизано трогательными нежными и трепетными нотами.
И все же основной темой его стихов была любовь к родной земле. Об Узбекистане он писал всегда: и в начале своего пути, и в более поздний период творчества. Хотя о Родине пишет каждый поэт, но так искренне и неповторимо писал только он. При этом стихи Мухаммада Юсуфа, посвященные родному краю, отличают особый настрой, невероятная пластика и яркая образность. Так любить Родину, как любил ее Мухаммад Юсуф, могли лишь только самые преданные и верные сыны Отечества! Вот как он пишет о Родине в стихотворении “Узбекистан”.
Проведенные дни с тобой для меня праздник,
Если расстанусь с тобой, то скучаю о теме.
Преклоняюсь пред теми, кто знает тебя.
Жалею во всех тех, кто не знает тебя.
Тесно связаны с темой Родины стихи, посвященные матери. В них передается не только сыновняя любовь к своей матери, но и любовь ко всем матерям.
Как и любой большой поэт, Мухаммад Юсуф занимался переводческой деятельностью. Делал он это избирательно и подходил к своим переводам с большой требовательностью. Несмотря на то, что он сам учился на переводах произведений больших поэтов, его переводы очень самобытны и к ним можно полностью отнести слова В.Жуковского: “Переводчик прозы – раб, переводчик поэзии – соперник”.
Каждое слово, каждое событие личной жизни были для Мухаммада Юсуфа поэзией. Он жил легко и ярко, он, словно птица, парил над землей. Но жизнь поэта оборвалась рано. Творческий полет был прерван на взлете.
Утешает лишь то, что поэт такого масштаба, такой глубины чувств и мыслей, каким был Мухаммад Юсуф, оставил нам свои замечательные стихи, которые, вне всякого сомнения, окажут огромное благотворное влияние на развитие узбекской поэзии.
Поэты, как бы соревнуясь, обращаются к одним и тем же мотивам, раскрывая новые грани общей для всех темы.
Просмотров: 10529