Махлар-айим Надира (1792-1842)
Махлар-айим Надира, занимающая особое место в классической узбекской литературе. Надира родилась в 1792 г. в семье андижанского хана Рахманкул-бека. В юности она получила хорошее образование, свободно владела как родным, так и таджикским. Совсем юной ее выдают замуж за кокандского правителя Умархана, который сам был замечательным поэтом, подписывавший свои стихи псевдонимом Амири. После смерти мужа, когда ей было тридцать лет, на престол садится ее четырнадцатилетний сын. Большая часть жизни поэтессы прошла в Коканде в придворных кругах. Всю свою сознательную жизнь поэтесса провела в среде любителей и покровителей литературы, сама покровительствовала людям искусства.
Однако в 1842 году бухарский эмир Насрулла захватил Коканд и, обвинив Надиру в нарушении основных законов шариата, казнил ее вместе с сыновьями.
Литературное наследие Надиры составляет около десяти тысяч строк, собранных в три дивана. На родном языке подписывала свои стихи псевдонимами “Надира” (редкостная) и “Камила” (совершенная), а персидско-таджикском “Макнуна” (таинственная). Она была заметной фигурой в жизни Кокандского ханства того времени, и во многих исторических летописях, поэтических антологиях и иных материалах XIX века содержатся многочисленные материалы ее жизни, деятельности, поэзии.
Она писала во многих жанрах поэзии, мастерски используя лучшие традиции творчества Лутфи, Навои, Хафиза, Физули и др. Как и Увайси, Надиры волнуют самые разнообразные темы. Любовь и утверждение благородных идеалов в противовес низменным страстям – вот основной мотив лирики поэтессы.
Любовная лирика поэтессы – это огромный океан чувств. Это не только чисто интимные взаимоотношения между влюбленными, но и чистота взаимоотношений, душевность, преданность. Надира осуждает ханжество и притворство, пологая, что они есть злейшие враги порядочных любящих людей
В цикл стихов “Песен разлуки” производит сильное впечатление на читателя. Немаловажное место в лирике Надиры занимает тема разлуки. В стихах, написанных в основном после смерти мужа, поэтесса сумела личные переживания, личную утрату возвести до уровня художественного обобщения. Стихи этого цикла поражают своей искренностью, трогательностью, высокими художественными достоинствами.
Надира стремится защитить права женщин, призывает к справедливости и человечности. Ей ненавистны времена, когда “любимый безучастен, счастье изменчиво, стоны безответны”. В газелях Надиры отражены идеалы дружбы, верности и преданности. Надира утверждает, что “не ведающий любви - не человек”, называет свой диван “Зерцалом любви” и в своем “Свитке счастья” высказывает веру в то, что “сердца влюбленных просветляются, если они согласуются с самой сутью сотворенного”.
Стихи Надиры отмечены теми прогрессивными тенденциями узбекской литературы, которые характерны для первой половины XIXв.
Надира - незаурядная поэтесса, способствовавшая вместе со своими современниками - собратьям по перу Мунисом, Агахи, Хазыком, Гулхани, Гази, Увайси и Махзуной развитию и обогащению поэзии своего времени.
Творчество поэтессы оставило неизгладимый след в истории узбекской литературы. Надира мечтала о светлом будущем и звала к нему своих современников: “Я мечтаю о том, как взойдет солнце нашего счастья и наступит конец мраку темницы”.
Просмотров: 12967