Саккаки (XIV-XV век)

Категория: Период темуридов (XIV-XV вв.) Опубликовано: 03.09.2012

Одним из самых талантливых последователей Лутфи был поэт Саккаки, живший в Маверанахре в последней четверти XIV века и в первой половине XV века. Значительную часть своей жизни он провел в Самарканде. Его настоящее имя и основные биографические данные до сегодняшнего дня неизвестны.

Судя по его тахаллусу, Саккаки принадлежал к ремесленной среде, а именно к людям, изготовляющим ножи. В пору правления тимурида Халил-султана (1405-1409) он был его придворным поэтом и, как свидетельствует Алишер Навои, пользовался в Самарканде большой популярностью. Когда в 1410 году Халил-султан был, свергнут Шахрухом, Саккаки, по-видимому, оказался в опале, но после перехода власти к сыну Шухруха Улугбеку восстановил свое положение при дворе.

Саккаки был одним из образованнейших людей своей эпохи. Его диван, дошедший до нас в неполном варианте, свидетельствует о том, что поэт был автором прекрасных лирических произведений, главным образом, газелей. Излюбленной темой Саккаки была любовь. Это гимн прекрасной пери, дивный стан которой изящней кипариса; ее ресницы стрелы, убивающие наповал, дыхание же - опаляющий огонь любви и т.д.
Ты мне душу растрепала, словно прядь своих волос,
Ты дыханьем опалила сердце мне огнем любви.
Прядь волос твоих - крылатый огнедышащий дракон,
Стережет он клад заветный во дворце святом любви.

При этом поэт чувствует себя счастливым, несмотря на то, что для влюбленного лирического героя любовь принесла лишь горе и много бедствий:
И днем и ночью рыдаю горько и плачу я.
Мой друг - лишь горе по той, что душу мою сожгла.
Приносит горе она, взглянувши на Саккаки, -
Ах, сколько бедствий она бедняге приберегла?!
И все же:
Средь псов любимой Саккаки лежит в пыли и день и ночь.
Завидно небу. Ведь такой им не постигнут сан, душа!

Изысканные газели Саккаки отличаются богатством изобразительно- выразительных средств. Можно отметить не только богатую рифму и разнообразную палитру сравнений, но и богатство аллитерации и ассонанса.

Совершенно иного содержания касыды Саккаки. В них ярко и выпукло звучат социальные мотивы. Так, в некоторых касыдах Саккаки восхваляет своего покровителя великого ученого, главу астрономической школы Самарканда правителя Мухаммада Тарагая, известного всему миру как Мирзо Улугбек.
Да будет славен Улугбек, звезда, жемчужина царей.
Как царь Шахрух, он показал себя Хосровом наших дней...
Ты устроитель дел страны и веры истинной знаток,
Вглубь шариата ты проник до глубины, как сам пророк.
Живи на свете сто веков и счастлив, будь, великий шах!
На эту землю ты пришел, чтоб быть прославленным в веках!

Восхваляя мудрого и справедливого правителя, Саккаки противопоставляет ему “кровожадных волков” - жестоких и властолюбивых тиранов.

В Самарканде поэта любили и уважали, многие из его произведений знали наизусть. В знак этой любви и уважения Саккаки привели к титулу “царя поэтов” Маверанахра. И это было вполне заслуженно.

Фархад Хамраев

Просмотров: 6709

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить