Абдурауф Фитрат (1886-1938)

Категория: Период джадидской литературы Опубликовано: 03.09.2012

В истории узбекской литературы были писатели, которые своим творчеством подняли ее на небывалую высоту. Их произведения до сих пор считаются важной вехой в развитии отечественной литературы. Одним из них таких писателей был Абдурауф Фитрат (1886-1938).

Он прожил удивительно насыщенную жизнь, полную событий, взлетов и падений. Писатель и журналист, ученый и общественный деятель первой трети двадцатого века Абдурауф Фитрат родился в 1886 году в Бухаре. Его родители Абурахим и Мустафо биби (Бибиджон) были интеллигентными людьми. Они много сделали для воспитания и образования своего старшего сына.

Он учился в известном бухарском медресе Мир Араб, а затем в Стамбульском университете (1909-1913), где в 1910 году опубликовал на фарси брошюру “Муназара” о новых (джадидских) и старых школах. Ее переводы на русский (1911) и узбекский (1913) языки были опубликованы в Ташкенте. Вторая книга “Рассказы индийского путешественника” также была написана на фарси и опубликована в Стамбуле в 1911 году.

В 1914 году, вернувшись из Турции, Фитрат возглавил левое, более прогрессивное, крыло джадидского движения. В 1915 г. в Петрограде вышел его философский трактат “Фахбар-и-Наджат”.

После Февральской революции 1917 г.Фитрат стал главным редактором самаркандской газеты “Хуррият”. Он приглашает сотрудничать в эту газету своего старшего товарища, замечательного узбекского поэта Махмудходжу Бехбуди, внесшего весомый вклад в развитие литературы и просвещения в крае.

Некоторое время спустя Фитрат живет и работает в Ташкенте. В сентябре 1920 года была образована Бухарская Народная Советская республика (БНСР), которая просуществовала всего четыре года. За небольшой исторический срок правительство республики предприняло целый ряд мер по развитию культуры и народного образования. Стали открываться новые школы, выходить печатные издания. Не последнюю роль в этом процессе сыграл Абдурауф Фитрат, который входил в состав правительства БНСР. Он был назиром по иностранным делам (1922), образования (1923), вице-президентом Совета назиров. В 1923 году Фитрата обвинили в злоупотреблении властью и отстранили от работы.

Он уезжает в Москву, преподает в Институте восточных языков, активно занимается литературной деятельностью. В 1924 году Фитрат получил звание профессора. В этот период он много пишет и публикует. Его труды приобретают известность в Европе.

В зловещие тридцатые годы ХХ века вместе с другими узбекскими писателями, Абдуллой Кадыри и Чулпаном, он был репрессирован, а позднее расстрелян по обвинению в буржуазном национализме.

Фитрат резко критиковал невежество, коррупции, экономическое положение в Бухарском эмирате, обращая особое внимание на упадок образования. Некогда в Бухаре существовала разветвленная сеть низших (более 100), средних (39) и высших (33) медресе, а также начальных школ- мектебов (300), крупные библиотеки (11). Упадок начался примерно в 18 веке.

По мнению Абдурауфа Фитрата, развитие науки позволили англичанам овладеть Индией, Египтом, частью арабских земель, русским – стать повелителями татарских, киргызских, туркестанских и кавказских земель.

Если мусульмане Туркестана сохранят старую систему образования и не будут изучать современные, полезные для народа, науки, то через несколько лет ислам совсем исчезнет из Туркестана, за исключением имен в исторических книгах. Фитрат считал ответственным за моральный и интеллектуальный упадок Бухары высшее мусульманское духовенство, которое перекрыло все дороги, ведущие к прогрессу, и поставило тем самым под угрозу благоденствие и само существование нации.

Преодоление упадка Фитрат видел в восприятии и развитии основ современной науки, в частности в подготовке врачей в Европе, в просвещении женщин, в возрождении и модернизации ремесел, промышленности и торговли. В проекте реформ, написанном им в 1917 году, он предлагал изменения структуры администрации эмирата, направленные на превращение его из деспотии в просвещенную монархию европейского типа.

Только к 1920 году, поняв невозможность осуществления реформ при сохранении власти эмира, Фитрат принял идею преобразования эмирата в народную республику. В январе 1920 г. с его участием было создано Туркестанское бюро Революционной младобухарской партии, призвавшее к свержению эмира.

Литературное наследие Абдурауфа Фитрата чрезвычайно богато и разнообразно. Будучи студентом, он начал писать свои первые стихи под тахаллусом Мижмар (“жаровня”), позже стал подписывать свои произведения тахаллусом Фитрат (“созидающий”), с которым он не расставался до конца жизни.

Первый поэтический сборник Фитрата был опубликован на фарси. Однако он не получил широкого резонанса и был практически не замечен общественностью. Это объясняется тем, что молодой поэт в основном писал незрелые стихи о пламенной юношеской любви, хотя в сборнике встречается и ряд хороших поэтических произведений, в которых лирический герой восторженно пишет о своей Родине, о родном крае. В одном из них он утверждает, что “кроме Родины, нет ничего великого и важного, Родину нужно любить и преклоняться перед нею”.

Абдурауф Фитрат - автор еще нескольких поэтических сборников, таких как “Искра”, “Стихи. Поэма”, “Моя ночь”. Основной мотив его стихов - любовь к Родине, красота и неповторимость родного края. Поэт-патриот искренне желает видеть свою Родину свободной и счастливой, где не будет места несправедливости и угнетению, и народ познает любовь и счастье.

Широко известен Фитрат и как драматург, его перу принадлежат около пятнадцати пьес, часть которых составляют исторические драмы и трагедии. Особо следует отметить две пьесы Фитрата, сохранившиеся полностью.

Действие пьесы “Абдулфаизхон” (1924) разворачивается в XVIII веке в Бухаре. Главный герой Абдулфаизхон – глупый и трусливый хан. Для того, чтобы сохранить за собой власть, он последовательно уничтожает всех своих родственников и близких к престолу людей. Таким образом, Абдулфаизхон ослабляет государство, и вскоре иранский шах подчиняет и разоряет Бухарский эмират.

Фитрат показывает как насилие, трусость и нелюбовь к своей Родине приводят к трагедии целого народа, государства. Философский вывод, к которому приводит читателя автор, в единении народа, в преданности и любви к Родине. В противном случае любую страну ждет крах физический и нравственный.

В драме “Арслон” (1925) автор показал жизнь народа в эпоху Бухарского эмирата. Она пронизана высоким гуманизмом простых людей. Перу Фитрата принадлежит также повесть “Судный день” и целый ряд рассказов. К сожалению, многие прозаические произведения писателя до сих пор не переведены на русский язык.

Творчество Фитрата было действительно многогранным. Почти двадцать пять лет, он вел активную деятельность в самых различных областях знаний. Например, как политолог он написал работу “Политика Востока”; как культуролог – “Шахматы на Востоке”, “Узбекская классическая музыка и ее история”, “Происхождение искусства”, “Опера “Халима”; как педагог – учебник по узбекскому языку, статью “Что делать со старыми школами?”; как философ – очерк “Бедил”. Но наибольшие заслуги у Фитрата перед литературоведением. Он автор замечательных научных исследований, таких как “Общий взгляд на узбекскую литературу после XVI века”, “Чагатайская литература”, “Ахмад Яссави”, “О дастане Фархад и Ширин”, “Узбекский поэт Турды”, “Машраб”, “Фирдоуси”, “Навои как персоязычный поэт и его персидский диван “Фани” и многие другие.

Не меньшие его заслуги и как текстолога. Им была опубликована и впервые прокомментирована наманганская копия “Кутадгу билиг” Юсуфа Хас Ходжиб Баласагуни.

Узбекский народ помнит, любит и ценит творчество замечательного писателя Абдурауфа Фитрата. Яркое свидетельство тому - одно из первых постановлений независимой Республики Узбекистан от 25 сентября 1991 года, в котором Абдурауфу Фитрату за выдающиеся заслуги в развитии узбекской литературы была присуждена Государственная премия в области литературы им. Алишера Навои.

Просмотров: 41876

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить