Ахмад Яссави (1105-1166)
Ахмад Ясави (около 1105-1166),среднеазиатский суфийский поэт и проповедник. Писал на чагатайском языке. Автор сборника мистических духовных стихов «Хикмат» (изд. 1878). Ценность сборника определяется главным образом народными формами вошедших в него стихов. Язык их содержит и элементы огузских говоров.
Его биография достоверно неизвестна, однако о нём существует множество легенд. Родился в 1103 году в Сайраме на территории современного Казахстана.
Его отец шейх Ибрагим умер, когда он был ещё мальчиком, и его семья переместилась в город Яссы (современный Туркестан). Там он стал учеником Арыстана-баб. Когда его учитель умер, он направился в Бухару и стал учеником Юсуфа Хамадани.Когда Юсуф Хамадани скончался в 1140 году, А.Ясави лично возглавил школу, однако по прошествии некоторого времени оставил ее и перебрался в родные места, где не смотря на свое бедное существование, проповедовал идеи суфизма. Среди канлы, кипчаков, коныратов и других тюркских племен, расселившихся по среднему и нижнему течению Сырдарьи, ислам только-только начал распространяться. И Ахмета Ясави, которого в народе стали считать духовным лидером новой религии, стали называть "Святой отец".
Отличием А.Ясави от других восточных авторов, проповедовавших ислам, стало то, что Ясави писал и проповедовал свои идеи на тюркском языке, который был наиболее доступным для народа. В своих работах он постоянно использовал кыпчакские пословицы, поговорки и другие выражения.
Дошедшее до наших дней произведение АЯсави "Дивани Хикмат" (Книга Мудрости) является сборником стихов, которые высоко оцениваются и изучаются не только среди тюркских народов, но и во всем мире. 19 веке сборник был издан несколько раз в таких городах, как Стамбул, Казань и Ташкент.
Основой произведения является жизнеописание самого Ахмета Ясави, но основная мысль - это непостоянство всего сущего и невозможность унести какие-либо материальные ценности этого мира в другой. Осуждая алчность и стремление к власти сильных мира сего, он призывал к аскетизму и развитию духовного мира человека. Последователи А.Ясави - Сулейман Бакыргани, Аллаяр, Ахсани и т.д. - тоже стали проповедниками суфизма, продолжая дело своего учителя. Среди народа распространилось очень много крылатых выражений и высказываний А.Ясави. Кроме того, в его "Книге Мудрости" можно найти очень много фактов, касающихся культуры, литературы, истории и этнографии казахского народа.
Гробница, возведенная на месте его захоронения, превратилась в крупный архитектурный комплекс, ставший народным достоянием. Последствии сюда же были перенесены и захоронены останки таких великих деятелей казахского народа, как Есим хан, хан Джихангир, Тауке хан, Аблай хан и некоторых видных биев. В настоящий момент архитектурный комплекс, олицетворяющий все великолепие средневекового зодчества Востока, является великим наследием не только для тюркского мира, но и для мусульман всего мира.
Ходжа Ахмед Ясави известен не только как выдающийся религиозный деятель Востока, но и как талантливый поэт, философ, отличавшийся особенной мудростью и безграничной гуманностью. Его проницательный ум охватывал все жизненные процессы эпохи, в которой он жил. Переживая и беспокоясь, он думал и заботился о будущем народа, о духовном состоянии правителей и моральном облике общественных деятелей, решавших судьбы людей.
Сочинения Ясави были весьма популярны, их передавали из уст в уста, они как бы исполняли функции своеобразного морального кодекса, на который равнялись люди. Опираясь на религиозные трактаты и устои, он призывал соотечественников к самосовершенствованию, человеколюбию, милосердию, веротерпимости, толерантности. Например:
Для мусульман мои хикметы - учителя.
Кто бы ты ни был, должен поклоняться Богу.
Мои хикметы декламируй тем, кто поймет.
Восслави молитвами милость
Аллаха.
Если будет перед тобой неверный, не делай обиду ему.
От сердца жестокого, от души
обидчика отвращается Господь. О, Аллах истинный!
Такому рабу уготована преисподняя ада!
Рассуждая о милосердии, гуманности, доброте, великий Ходжа Ахмед Ясави писал:
Если ты умен и мудр, заботься о нищих,
Как Мустафа, собирай и опекай сирот повсюду.
Держись подальше от алчных и подлых,
Убереги себя и стань как полноводная река.
Или такое предостережение:
Люди, влюбленные в Создателя,
достигли своей мечты. Смотри, не опозорься,
прикидываясь влюбленным.
Через мост по имени Сират, который тоньше
И острее лезвия меча, лжецы не пройдут...
Очень много внимания уделял Ясави воспитанию в человеке чувства сопереживания, сопричастности, великодушия и жалости. Обратим внимание на такие строки:
Если ты правоверный - иди по
пути пророка к Аллаху. Если услышишь их имя, поклоняйся
и восхваляй их.
Одним из психологических приемов, совершенствующих личность человека, являлось покаяние, которое очищало душу и сердце человека от скверны. Самоанализ поступков, самобичевание, самоосуждение также избавляют от пороков.
Высока художественная ценность изобразительно-выразительных средств, поэтических деталей, используемых в хикметах.
В просторных садах любви к Всевышнему,
Хочу быть соловьем, поющим на
рассвете печальные песни свои...
В те часы хочу увидеть лучезарный
облик Моего Аллаха - глазами сердца своего.
Пусть питается сердце любовью,
Одеждой счастья укроется тело.
Силой любви хочу возвыситься,
И птицей опуститься на веточку сознания.
Пока не отведаешь нектар любви,
Пока не наденешь одежды влюбленных,
Пока не соберешь в единое веру и поклонение,
Не сможешь увидеть божественный лик Создателя.
Просмотров: 14859