Саид Ахмад (1920-2007)

Категория: Литература советского периода (30-80-х XX века) Опубликовано: 03.09.2012

Сайд Ахмад Хусанходжаев — народный писатель Узбекиста­на, лауреат государственной премии имени Хамзы, пришел в литературу в сороковые годы как автор фельетонов, очерков и рассказов. Сотрудничество в журналах "Муштум", "Шарк юлдузи" способствовало росту мастерства писателя. Излюбленные герои Сайда Ахмада — обыкновенные люди, современники. Ав­тора прежде всего интересуют внутренние мотивы действий пер­сонажей, психологизм, мотивация поступков.
Наибольшее признание и всенародную известность Сайд Ах­мад завоевал как автор искрометных веселых комедий. Лиричес­кая комедия "Бунт невесток" с успехом шла на лучших теат­ральных сценах 14 стран мира. По мотивам комедии сняты две киноверсии — отечественная и в Лаосе.

Успех комедии заключается и в актуальности поставленных в ней проблем, и в неоднозначности персонажей, их жизненно­сти, и в использовании элементов народного театра. Сюжет, конфликт, описываемые ситуации подчинены комедийному за­мыслу. Среди стилистических особенностей комедии — элемен­ты художественного преувеличения, аллегории, метафоры, ис­пользование приемов народного жанра — аския. Сам автор ут­верждал, что в его комедии почти нет преувеличений, но сконцентрированы смешные черты людских характеров.

Примечательно начало каждого из трех действий — появле­ние башмачника Уста Баки, который рассказывает об участниках событий, дает им оценку. Уста Баки является и непосред­ственным участником пьесы. Из его рассказа мы узнаем про обитателей "государства в государстве" — семье, которой ко­мандует "генеральша", "маршал" Фармон-биби, мать семи сы­новей и бабушка сорока одного внука.

В первой сцене появляется самая младшая невестка Фармон-биби Нигора и начинает заниматься гимнастикой. Вид молодой невестки в легкой спортивной одежде приводит Фармон-биби в ужас. Она ставит перед своим младшим сыном почти "гамлетов­ский" вопрос — "мать или жена". Так начинается основной кон­фликт пьесы — борьба за уважение свободы личности человека, против нелепых пережитков, рабской психологии. Большая уда­ча драматурга в том, что все персонажи комедии неоднозначны. Так, Фармон-биби, "генеральша", скупая и властная повелитель­ница большой семьи, одновременно и любящая, заботливая мать и бабушка, воспитывающая в детях и внуках честность, трудо­любие и принципиальность.

Особый смеховой эффект создается автором в сценах, когда все невестки разом берутся за работу, а сыновья стройными рядами расходятся по своим комнатам. Однако при всей внеш­ней одинаковости (даже домашнюю одежду Фармон-биби поку­пает всем одинаковую), каждый из персонажей индивидуализи­рован, легко узнаваем.

Замечательным достижением драматурга является речь пер­сонажей. Она яркая, выразительная, наполненная мягким юмо­ром, едкой иронией, комическим преувеличением, пословицами и поговорками. Так, характеризуя Фармон-биби, невестки ут­верждают, что даже самолеты, пролетая над их домом, глушат моторы, чтобы не разозлить свекровь, а соседский петух от стра­ха перед ней перестал кричать по утрам.

Под предводительством Нигоры невестки и их мужья показы­вают Фармон-биби спектакль "Бунт невесток", в котором в ост­рой, пародийной форме разыгрывают ситуацию, сложившуюся в их семье. Узнав себя в своенравной зловредной старухе, Фармон-биби сдается. Комедия заканчивается счастливым примире­нием конфликтующих сторон, веселой пляской.

Лирическая комедия Сайда Ахмада "Бунт невесток" занима­ет достойное место среди произведений узбекской драматургии.

Просмотров: 25341

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить