Уткир Хашимов (1941-2013)

Категория: Литература периода независимости Опубликовано: 03.09.2012

Узбекский писатель и общественный деятель. Родился в 1941 году в городе Ташкенте в махалле Думбирабад. Закончил отделение журналистики факультета филологии Ташкентского госуниверситета (ныне Национальный государственный университет Республики Узбекистан). Окончив университет, работал в редакциях газеты "Совет Узбекистони", "Тошкент ^ацицати", "Тошкент опшоми", в издательстве литературы и искусства им. Г. Гуляма, долгое время был главным редактором журнала "Шарк юлдузи" ("Звезда Востока").

Творческий путь Уткира Хошимова начался с написания стихов и очерков. Первый его сборник был издан в 1962 году. Известны такие его сборники, как "Дела земные", "День мотылька", романы "Свет без тени", "Войти и выйти".

Первая повесть “Степной простор” издана 1963 году. Эту повесть высоко оценил Абдулла Каххар. После этого опубликованы: “Последняя жертва войны“, “Сноха”, “Любовь”, “Один день дехканина”, “Куёш тарозиси”, “Белые, пребелые облака” и др рассказы и следующие повесты: “Ветер веет” (1968), “День мотилька” (1970), “Прислущайся к своему сердцу” (1973), “Дела земные” (1982), “Дважды два - пять”, “Квазары”; романы: “ Нет света без тени” (1976), “Войти и выйти” (1985), “Жизнь, прожитая во сне” (1993). Пьесы Уткира Хашимова: “Поздравляем со свадьбой”, “Рука руку моет”, “Человеческая преданность”, “Репрессия”. В 1991 году ему было присуждено звание "Народный писатель Узбекистана", за повесть "Дела земные" присуждена премия имени Ойбека (1982), за роман "Войти и выйти" — Государственная премия (1986).

Уткир Хашимов перевел на узбекский язык произведение Э. Хеменгуэйя, В. Шукшина, К. Симонова, А. Куприна и. др. писателей.

Нужно отметить, что большинство современных узбекских писателей, раскрывая различные грани психологии своих геро­ев, показывают сложность, неоднозначность их внутренней сути, где нравственность борется с бездуховностью, проходя испы­тание на прочность таких "вечных" истин, как Добро, Любовь, Совесть. Исследованием нравственного закона Добра занима­ется и Уткур Хашимовв рассказе "Дорожное происшествие".

Это рассказ о трагедии личностной, глубокой, внутренней — трагедии матери и сына. Прожив очень трудную жизнь, испытав голод и холод, те­тушка Фазилат вырастила единственного сына хорошим и ум­ным человеком и видела в нем отраду и надежду своей старо­сти. Но, как говорит сама героиня, "у каждого своя судьба ... что только ни делает она с человеком. Играет им как хочет..." Хуршид встретил свою судьбу в облике обеспеченной де­вушки Назиры, родители которой устроили им материально богатую жизнь. Но Назира руководствуется в жизни иными принципами, нежели теми, которые были приняты в бедной, но честной семье Хуршида.

Тетушка Фазилат чувствует, что невестке нежелательно ее присутствие, и чтобы не создавать сыну проблем, она, не за­держиваясь в гостях, возвращается домой. Хуршид - человек тонкий, психологически проницательный, чувствует боль мате­ри и ему тоже горько оттого, что не смог он сделать радостной ее старость: "Хуршид сидел хмурый, он все не мог забыть, как мать прижимала к себе узелок, торопясь поскорее уйти, слов­но стеснялась, боялась причинить сыну неудобства... На душе было скверно..."

"Аристократические" проблемы нарушили внутреннее духов­ное единство матери и сына и принесли несчастье им, но они не сделали счастливой и Назиру. Не случайно у нее нет детей — метафорически автор подчеркивает мысль о невозможности про­должения семьи, основанной на непонимании, на идеалах внеш­ней красивости и внутренней бездуховности. Исчезла и любовь между Хуршидом и Назирой, — вытеснена в погоне за вещами, деньгами, машинами, званиями.

Случайная авария на дороге оказалось той лакмусовой бумажкой, которая выявила всю трагедию жизни: "Дверцы "Москвича" прогнулись внутрь, боковое стекло было разбито вдребезги. Странно... Хуршид не испытывал сожаления. Он смотрел на машину и думал о том, что вся его жизнь покоре­жена точно так же, как вот эта машина".

Случайное дорожное происшествие оказалось аварией на дороге жизни — судьба столкнула Хуршида с семьей, которая жила по законам совести, добра и любви. Эта встреча разру­шила его иллюзии, но она восстановила истинные нравствен­ные понятия в душе Хуршида. Он, наконец, понял истинную цену простого счастья, взаимопонимания и уважения между людьми, которые невозможно измерить деньгами,.

Основным психологическим средством раскрытия внутрен­него содержания мира героя в рассказе "Дорожное происше­ствие" становятся мысли героев — размышления в форме внут­реннего монолога над настоящим чередуются с воспоминания­ми о прошлом. Прошлое, более прекрасное, хотя и очень трудное, было наполнено истинным смыслом, а настоя­щее проживается в погоне за "ложным" счастьем. И от осозна­ния этого — боль матери и тоска ее сына.

 

Просмотров: 32164

Комментарии   

-2 #2 Диля 06.02.2017 08:49
Сплошные ошибки, невозможно понять о чем идет речь. Исправьте пожалуйста.
Цитировать
+11 #1 Ольга Петровна 27.01.2016 16:40
Очень нам, педагогам, нужно побольше материала по творчеству У.Хошимова. Нигде нет его рассказов на русском языке. Я сама очень люблю его творчество. Пишет жизненно.
И если бы ещё на Вашем сайте можно было скачать фильмы ( биографические, художественные по произведениям) то было бы просто прекрасно! Например, "Скорпион из алтаря". СтаРый фильм называется "Побег из тьмы". Дети смотрели бы с большим удовольствием. А за сайт Вам огромное СПАСИБО!
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить