Закирджан Халмухаммад Фуркат (1858-1909)

Категория: Литература периода национального возрождения Опубликовано: 03.09.2012

Закирджан Халмухаммад, более знакомый по тахаллусу Фуркат (Разлука), родился в 1858 году в г. Коканде в семье мелкого торговца. Будущий поэт получил хорошее образование в родном городе, прекрасно знал и любил родной язык и литературу и несколько восточных языков. Это позволило ему познакомиться в подлиннике с азербайджанской, таджикской, арабской литературой, особенно поэзией.

Писать стихи будущий поэт начал еще со школьной скамьи, но знакомство с творчеством многих восточных поэтов дало мощный импульс к развитию его поэтического таланта. Позднее он не раз с восхищением писал о своих великих учителях.

Сложное материальное положение семьи не позволило Фуркату закончить полный курс обучения в медресе. С 17 лет он служит приказчиком и переезжает в Новый Маргилан (ныне Фергана). В 1882 году возвращается в г. Коканд. Это уже возмужавший, умудренный жизненным опытом, сформировавшийся поэт. И его поэзия - зрелая, социально осмысленная, одухотворенная.

К этому времени относится знакомство Фурката с Мукими и Завки, сыгравшими важную роль в поэтической судьбе молодого поэта. В своих воспоминаниях Фуркат писал: “Выдающимися поэтами того времени были Мукими, Завки. Мы постоянно собирались и соперничали в сочинении стихов. Выбрав за образец какую-нибудь газель, выражали одну и ту же мысль самыми разнообразными способами. Иногда мы сочиняли газели о любви и красоте или, найдя в диванах древних поэтов какую-нибудь веселую газель, писали, каждый по очереди мухаммасы. Другие поэты тоже охотно посещали наши собрания. Если кому-нибудь из нас случалось написать хорошую газель, то люди, обладающие литературным вкусом, просили дать им копию”.

Стремление к знаниям и совершенству в поэзии - вот слагаемые возросшего поэтического мастерства Фурката К нему всегда стремился поэт. И в период жизни в Ташкенте, куда Фуркат переезжает в 1889 году, он достигает этого мастерства. Изучение русского языка, знакомство с историей, культурой и литературой русского народа позволили Фуркату по-новому осмыслить события, происходившие в крае. Именно здесь истоки демократических взглядов поэта, жаждущего увидеть и познать мир.

Примечательно, что Фуркат - один из первых узбекских поэтов, который постоянно обращался к публицистике и достаточно активно выступал на страницах газет. И это еще одно свидетельство демократичности и актуальности его творчества. В 1891 году Фуркат переезжает из Ташкента в Самарканд, а оттуда, через Баку и Батуми, едет в Стамбул. Он посещает города Греции и Аравийского полуострова, Болгарии и Египта, Индии и Китая. Город Яркент стал последним пристанищем поэта. Здесь он обрел семейное счастье и покой. Но всегда, где бы ни был Фуркат, что бы ни происходило в его душе, он тосковал по родине, родному Коканду.

Любовь к далекой родине, тоска по ней - вот основной мотив творчества Фурката. Будь это послание из далеких мест на родину, или газель любовного содержания, или мусаддасы - везде звучит тема разлуки.

Но это не означает, что в творчестве Фурката нет произведений иного содержания. Как и поэты-классики, он писал в традиционных жанрах восточной поэзии: газели, мусаддасы, мухаммасы.

Особое место в творчестве Фурката занимают его сатирические произведения, которые по содержанию и форме стали новаторскими в узбекской литературе, как и произведения Мукими, Завки. Если до него поэты прибегали к иносказанию, аллегории для выражения демократических идей и взглядов, то Фуркат одним из первых открыто выражает недовольство.

Поэзия Фурката - поэзия правды жизни. Реалистические тенденции прослеживаются во многих его произведениях, и как человек широких взглядов Фуркат ратует за то, чтобы родной народ избавлялся от феодальной отсталости, развивался и экономически, и культурно.

В поэзии Фурката достаточно сильно и талантливо звучали социальные мотивы. Реализм произведений поэта заключался не только в его сатире, но и в стихотворениях просветительского плана. Он писал о науке и образовании, выставках и театре. Таких мотивов еще не было в узбекской литературе.

Фуркат стал новатором в реалистическом освещении социальной проблематики. Даже названия его стихов говорят об этом: “О науке”, “О музыкальном собрании, состоявшемся в Ташкенте”, “О выставке в городе Ташкенте”, “Рояль” и т.д. Вот небольшой отрывок из стихотворений “О науке”.

Конечно, Закирджан Фуркат был представителем своего времени. Его мировоззрению и миропониманию свойственны и некоторая ограниченность, и прямота, обусловленные эпохой. Но в понимании жизни, в осознании необходимости её изменения Фуркат стоял значительно выше своих современников. Он был одним из самых передовых мыслителей узбекского народа.

Творчество Закирджана Фурката многопланово, многогранно и плодотворно. Это ярчайшая страница в истории узбекской литературы. Это не только талантливая, искренняя поэзия, воплощенная в 300 газелях, мухаммасах и произведениях других жанров восточной литературы, но и шесть стихотворных посланий, десятки просветительных маснави, рассказ в стихах, цикл прозаических произведений, условно названный исследователями “Фуркат-наме”, трактаты по метрике и этнографии.

Своим творчеством Фуркат сумел показать правду жизни, скрытую от простых людей. “И незнакомый мир нам стал знаком”. Благодаря его талантливой поэзии и творчеству в целом, жизнь народа предстает перед читателем во всем её многообразии и сложности.

Мукими и Фуркат жили и творили в основном в Коканде - одном из крупнейших культурных центров того времени. Там происходили многие важные события, повлиявшие на развитие всей узбекской литературы второй половины XIX- начала XX веков. Именно в Коканде активно разрабатывались и нашли свое воплощение основные принципы новой узбекской демократической литературы.

Сложность и противоречивость исторической эпохи, на рубеже которой жили узбекские поэты, отразились в их произведениях в полной мене.

Сегодня творчеству этих поэтов нельзя дать однозначную оценку. Да, наверное, и не нужно этого делать. Мукими и Фуркат, были славными сынами своего времени. Это были замечательные поты, настоящие граждане и патриоты. И в этом их несомненная заслуга.

Просмотров: 35504

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить