Абу Райхан аль-Бируни (973-1048)

Категория: Великие мыслители Узбекистана Опубликовано: 06.09.2012

Аль-Бируни - великий учёный из Хорезма, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Впервые на Среднем Востоке Бируни высказал мнение о возможности движения Земли вокруг Солнца, определил длину окружности Земли.

Бируни по праву можно называть триумфатором науки средневекового Востока. Американский историк Дж. Сартон так сказал об этом выдающемся ученом-энциклопедисте: "История астрономии и математики, астрологии и географии, антропологии и этнографии и философии, археологии и философии, ботаники и минералогии осиротела бы без его великого имени".

Его полное имя Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни. Родился он 4 сентября 973 года в древней столице Хорезма - городе Кят. О ранних годах жизни Бируни известно очень мало, кроме того, что был он круглым сиротой. За большой нос его прозвали "Бурунлы" ("носатый"). Но за некрасивой внешностью скрывался проницательный ум, который и был замечен визирем и двоюродным братом Хорезмшаха Ираком. На склоне лет Бируни напишет: "...Семья Ираков вскормила меня своим молоком и вывела меня в люди..."

Он получил блестящее математическое и философское образование. Первым учителем Бируни был Абу Наср Мансур ибн Ирак ал-Джади, автор фундаментальных трудов по астрономии, математике и тригонометрии.
Бируни считал, что в природе все существует и изменяется по законам самой природы, а постигнуть эти законы можно только с помощью науки. Его основные работы посвящены математике и астрономии, которые имели огромное практическое значение для хозяйственной жизни Хорезма - для поливного земледелия и торговых путешествий.

Важнейшими задачами астрономии в то время были совершенствование календаря и методов ориентирования на Земле по небесным светилам. Необходимо было уметь как можно более точно определять положения на небе Солнца, Луны, звезд, а также измерить с наибольшей возможной точностью так называемые основные астрономические постоянные - наклон эклиптики к экватору, длину солнечного и звездного года и др. А это в свою очередь требовало развития математики, в частности плоской и сферической тригонометрии, с одной стороны, и совершенствования инструментов для точных наблюдений, с другой.

Результаты и достижения Бируни во всех перечисленных областях оставались непревзойденными в течение нескольких веков. Бируни почти точно определил радиус Земли (более 6000 км), исходя из представления о ее шарообразной форме. Бируни воспринял и развил прогрессивные идеи древнегреческих и древнеиндийских философов по некоторым общим проблемам астрономии: утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звезд, в отличие от темных тел - планет; подвижность звезд и огромные их размеры по сравнению с Землей; идею тяготения. Бируни высказал обоснованные сомнения в справедливости геоцентрической системы мира Птолемея, утверждая, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля, как и другие планеты, вращается вокруг Солнца.

Он объяснил явление утренней и вечерней зари как следствие свечения пылинок в лучах скрытого за горизонтом Солнца. Высказал мысль о "дымоподобной" природе светящихся хвостов возле диска Солнца во время его затмений (солнечная корона). Бируни разработал астрономические методы геодезических измерений. За 600 лет до В.Снеллиуса предложил тригонометрический метод измерения расстояний. Усовершенствовал основные астрономические инструменты, которыми пользовались в то время (астролябию, квадрант, секстант). Построил первый неподвижный (стенной) квадрант радиусом 7.5 м для точных наблюдений за Солнцем и планетами, который в течение 400 лет был самым большим в мире. Проведенные им измерения наклонения эклиптики к экватору в течение многих веков оставались непревзойдёнными по точности.

В самом первом сочинении "Хронология древних народов" (1000 г.) Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира. Астрономические исследования изложены им в "Книге истолкования основных начал астрономии" и в других научных трудах.

Жил в Кяте и Кургане при дворах местных правителей, затем в Хорезме при дворе шаха Мамуна, возглавлял Академию, которая объединяла виднейших ученых, среди которых Ибн Сина (Авиценна), ал-Хорезми – основатель алгебры. Сохранилась его переписка с Ибн Синой, в которой они делились размышлениями о книгах Аристотеля.

С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи, жил в Газне при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда, участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет. «Газнийский» период стал самым плодотворным в творчестве ал-Бируни. Совершенные в эти годы путешествия в Индию вылились в написание фундаментального труда «Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» («Индия», закончен в 1030 г.). После смерти султана Махмуда трон занял его сын Масуд, щедро одаривший ал-Бируни своими милостями. Бируни говорил о Масуде: "Он дал мне возможность целиком посвятить остаток жизни служению науки, позволив жить под сенью его могущества...".

В эти годы ал-Бируни написал свой главный труд – «Канон Масуда по астрономии и звездам», в котором дается описание общей картины мира.

Научное наследие ал-Бируни составляет примерно 150 трудов по математике, астрономии, географии, минералогии, истории, этнографии, филологии, философии. Будучи ученым-естествоиспытателем, он сделал свой вклад в расширение понятия числа, теорию кубических уравнений, сферическую тригонометрию, составил тригонометрические таблицы. Основываясь на изучении летисчисления разных народов, предложил общие принципы составления календарей, в том числе земледельческих. Владея арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом, способствовал выработке принципов перевода естественно-научной терминологии с одного языка на другой.

В завершенном в 1030 г. труде «Индия» ал-Бируни дал детальное описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы. Ал-Бируни пользовался в своей работе сравнительным методом: «Я привожу теории индийцев, как они есть, и параллельно с ними касаюсь теорий греков, чтобы показать их взаимную близость», – писал он. При этом он ссылался на Гомера, Платона, Аристотеля, Галена и других греческих авторов, сопоставлял индийскую и исламскую мысль, особенно выделяя учение суфиев как наиболее близких к индийским теориям санкхьи и йоги. При сравнении обычаев разных народов упоминал особенности быта славян, тибетцев, хазар, тюрков и др.

Созданная ал-Бируни на почве арабской графики система транскрипции во многом предвосхищала современную систему передачи индийских слов в урду.

Одновременно с работой над «Индией» ал-Бируни сделал перевод «Санкхьи» и «Йогасутры Патанджали» на арабский язык и переложение «Начал» Евклида и «Алмагеста» Птолемея на санскрит.

Как исследователь, ал-Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом: сомнения, возникающие в ходе исследования, «устранять... могли бы опыт и повторное испытание». Экспериментальное знание ал-Бируни противопоставлял умозрительному. Как построенную на умозрении подвергал сомнению космическую систему Аристотеля.

В старости он потерял зрение, но до последней минуты своей жизни считал главным "механизмом" продолжения жизни бодрый дух. Тело его было предано земле в 1048 году в Газне. Ныне его имя занесено на карту Луны.

Просмотров: 18583

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить