Абу Бакр аль-Хорезми
Абу Бакр Мухаммад ал Хорезми жил 935 по 993 годах нашей эры. (Его не надо отождествлять с великим математиком Абу Абдуллахом Мухаммад ибн Мусо ал Хорезмием ( 783 - 850 гг), который изобрел нынешную, всем известную как "арабские цифры": 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 и в честь него названо слово «Алгоритм» и названа наука «Алгебра», согласно его книге Ал-жабр ал муколаба). Его хорошо знали в Европе и русский востоковед И.Ю.Крачковский глубоко изучал его творчество.
В конце X в. в Куняургенче творил выдающийся филолог Абу Бакр Мухаммед ал-Хорезми (935-1002 гг.)
Образование получил в Хорезме. В 20-25 покинул родину и отправляется на запад в сторону Ирака, де он учится, получая образование, познакомившись с учеными и писателями того времени. Позже поехав в Халаб, познакомится с покровителем всех поэтов и ученых - эмир Абулхасаном Сайфуддавланом (944-967).
Работая в его дворце, позже переезжает в Бухару, где работая во дворце Саманидов, подружится с везирем Абу Али ал-Балъамий (960-974 и 992-996). Но вскоре его отношения с везирем испортят и и Абу Бакр решает поехать в Нишапур. Там он продолжает работать, знакомится с другими поэтами, мыслителями и учеными. А в 993 году умирает в этом городе. До нас, к примеру, дошли его афоризмы.
Эти афоризмы переведены на современный узбекский язык недавно, и теперь переведены на русский, дабы ознакомить читателей, о чем говорили ученые востока еще тысячи лет назад. Итак, о чем говорил Абу Бакр Ал Хорезми:
-Не бывает лечения на скрытые болезни. Если нет лечения, то не будет выздоровления. Если человек не вылечился, то его болезнь ему стал спутником по жизни.
-Плод воспитания большой ум, плод знания добрый поступок.
-Двери шедрости всегда открыты, для добровольно входящих.
-Видел мяту, когда она зазеленела - её нюхают, а когда она завяла, то бросают в (помещение для омовения) уборную.
-Руководство зависит от количества подчиненных, количество подчиненных зависит от щедрости руководства.
-Требование от недостойного человека совершит достойный поступок, недостаток.
-Щедрый не устаёт делая добро, делаюший скупость не получает удовольствия.
Если мчающийся конь спотыкается, то падает.
Если сильно ударять с острым мечом, то он не режет.
Если правдивый язык говорит неправду, то он начинает заикаться.
Труд - как сел (сильный поток воды), если остановливается, то впитывается об землю.
Слушающий клеветника, хуже чем клеветник, как тот покупатель, который купил от продавца, плохую ткань.