Мунажат Йулчиева (1960)
Мунаджат Йулчиева - поистине самая яркая звезда на небосклоне традиционной узбекской музыки.Она широко известна и за пределами своей родины. Ее уникальный глубокий, вибрирующий голос, выразительная мощная энергетика и природная харизма приводят в восторг публику самых престижных концертных залов мира.
Муножат родилась в селении Шермонбулок Булокбошинского района Андижанской области. Росла третьим ребенком в семье, где воспитывалось восемь детей - 6 дочерей и 2 сына. Сама природа цветущей Ферганской долины, песни мамы, всегда звучавшие в счастливом доме, развили ее талант.
Муножат - в переводе с узбекского языка означает обращение к Всевышнему, молитва, но есть у имени и второе значение - классическая музыка, мелодия. На Востоке, давая имя ребенку, вкладывают в это особый смысл и пожелание. Её родители - Муборакхон и Авбували - не ошиблись в своем выборе!
В 1978 году она приехала в далекий Ташкент, поступать в консерваторию. Профессор Шавкат Мирзаев сразу распознал в ней большой талант, принял в свой класс в отделении традиционного пения.
На втором курсе ей предложили перевестись в Московскую консерваторию. Но Муножат отказалась. Она выбрала свой путь, и в этом выборе не ошиблась! Ведь народ знал её как исполнительницу макомов, полюбил её за это. И оставить родную музыку - чудные газели Навои и Машраба, Фузули и Хазини - она уже не могла.
Особое звучание узбекских народных инструментов, не укладывающейся в рамки европейских музыкальных канонов, квадрат ярко красного ковра, выхваченного из полной темноты зрительного зала лучом единственного прожектора, игра переливающихся красок на маргиланском хан-атласе, все это создавало в зале перед началом концерта атмосферу некой восточной таинственности и утонченности. Все это как бы подготавливало зрителя к необычному зрелищу, которое не должно обмануть его ожидания. Действительно, нетерпеливое ожидание публики было вознаграждено сторицей.
Известно, что репертуар М. Юлчиевой состоит исключительно из узбекской песенной классики, в частности, жанра «Шашмаком». Певица и на этот раз была верна себе. Исполняла классические вещи, удивляя и поражая французского слушателя необычайно широкой амплитудой тембра своего бархатного голоса. Несмотря на то, что слушатель, естественно, не понимал слова исполняемой песни, он неотступно находился в плену созданного на сцене образа восточной красавицы, явившейся одной из легендарных городов Великого шелкового пути. В такой атмосфере незаметно пролетело время, отведенное для концерта, подарив благодарному слушателю массу духовного наслаждения.