Чингиз Ахмаров (1912-1995)

Категория: Деятели культуры Опубликовано: 06.09.2012

Чингиз Ахмаров (1912-1995) - крупнейший художник-монументалист, художник-портретист, художник-миниатюрист, профессор, педагог, воспитавший сотни учеников. Народный художник Узбекистана и Татарстана, лауреат Сталинской премии. Человек, оставивший в искусствоведении понятие «школа Ахмарова», что редко удавалось даже очень большим художникам.

Чингиз Ахмаров родился 18 августа 1912 года в Троицке (Южный Урал, Россия). В семье Ахмаровых было 11 детей, жили с ними и бабушки, и дедушки со стороны отца и матери.

В семье Ахмаровых высокая культура существовала уже в 19 веке, от деда Мифтохитдина им досталась огромная библиотека, где было много рукописных и литографических книг, изданий на турецком и татарском языках, книг на азербайджанском и множество журналов. Чингиз с детства помнит журнал «Мулла Насреддин», он копировал оттуда рисунки, его сестры увлекались стихами, играли на пианино, ставили домашние спектакли, на которые приглашали гостей, организовывали в доме литературные вечера.

С четырех лет Чингиз начнет ходить в детский сад, что было крайне редко в ту пору, а с семи - пойдет в школу, где учились его старшие братья.

В шесть лет Чингизу подарили книгу Гауфа «Маленький Мук» с иллюстрациями Дмитрия Митрохина. Рисунки Митрохина определили жизненный выбор мальчика - обязательно стать художником.

В 1927г. после начальной школы пятнадцатилетнего Чингиза приглашают в пермское художественное училище. На экзамене в училище в Перми Чингиз сделает рисунки к басне И.А.Крылова «Ворона и лисица» и станет студентом.

В том же 1927г. врачи рекомендуют отцу Чингиза из-за состояния здоровья сменить климат, и семья переезжает в Узбекистан - сначала в Карши, а затем в Самарканд.

В 1931 году Чингиз Ахмаров заканчивает Пермское художественное училище, его дипломной работой были декорации к трагедии Ф.Шиллера «Коварство и любовь» в городском театре драмы. Это произведение стало заметным событием в художественной жизни театра, и молодого художника начали приглашать на работу в разные заманчивые места.

Получив диплом, Чингиз возвращается в семью, в любимый Самарканд, к манившему его всегда мавзолею Тимура, к Гур Эмиру.

Накануне возвращения Ахмарова в Самарканде открылся художественный техникум, который возглавили Павел Беньков и Зинаида Ковалевская, а преподавали в нем художники, имевшие академическое образование, в основном петербуржцы и москвичи. Найдет быстро работу и молодой Чингиз, он станет вести в школе черчение и рисование.

В мае 1934 года, после окончания занятий в школе, он отправляется в Ташкент познакомиться со столичными коллегами и показать им свои работы. Показав свои работы Искандеру-ака, Чингиз неожиданно для себя получил заказ на оформление книг писателей Гайрати, Шакира Сулеймана и двух книг для детей с народными сказками.

Работа в издательстве сблизила его с писателями: Абдуллой Каххаром, Зульфией, Парда Турсуном, Гафуром Гулямом, драматургом Умаром Исмаиловым, с поэтом Максудом Шейхзаде.

Работа в газетах и журналах сблизит Ахмарова и с художниками: Усто Мумином, Борисом Жуковым, Уралом Тансыкбаевым, Александром Волковым. Чингизу в ту пору всего 22 года, общение с такими образованными, интересными людьми формирует его вкусы, привязанности, культуру, мировоззрение.

В 1935 году он твердо решает поступить в Художественный институт в Ленинграде и посылает туда документы и конкурсные работы. Но ответ задерживается, и он сам отправляется на берега Невы. Но в Ленинграде его ждало разочарование: его не приняли - слишком велик был конкурс, и за каждым из абитуриентов стояли известные художники и их ходатайства. Удар оказался жестоким, но Чингиз не сдался. Он поехал в Москву со своими отвергнутыми работами и направился к художникам Льву Бруни и Владимиру Фаворскому, о которых был много наслышан в Самарканде и в Ташкенте. Приняли любезно, посмотрели работы и посоветовали сдать документы в «Изоинститут».

В 1942 году Чингиз Ахмаров окончил институт, уже переименованный в институт имени Сурикова.

В 1944-1947 гг. Ахмаров создаёт росписи в театре оперы и балета им. А.Навои. За грандиозную и выдающуюся работу Чингиз Ахмаров в 1947 г. был удостоен Сталинской премии 1-ой степени.

В 1955 году Ахмаров неожиданно получает важный для него заказ на авторскую работу - единолично оформить интерьеры здания театра оперы и балета в Казани. Эта огромная, и по объему, и по творческим замыслам, работа займет у Ахмарова более двух лет.

В 1961 году судьба Ахмарова резко меняется. Он возвращается в Ташкент.

Он делает серию монументально-декоративных работ для музея Улугбека, готовит росписи в вестибюле института востоковедения имени Бируни. Отделывает здание музея Навои в Ташкенте, банкетный зал ресторана «Юлдуз» в Самарканде. Оформляет санаторий «Узбекистан» в Сочи, интерьеры станции «Алишера Навои» для ташкентского метро. Даже успевает сделать росписи в кафе в городе Красноярске - дар Узбекистана сибирякам.

В эти годы он еще успевает и преподавать в ташкентских художественных институтах, а в 1964 году вернется к книжной графике и оформит «Кашмирскую легенду» Шарафа Рашидова. К Ахмарову приходят слава, почет, уважение. В 1964г. он становится Народным художником Узбекистана, а в 1967г. получает Государственную премию имени Хамзы. Новая власть Узбекистана наградит его высшим орденом страны «За заслуги перед Отечеством».

Отмеченный на правительственном уровне в 2007 году 95-летний юбилей со дня рождения Чингиза Ахмарова и выпуск Гульнарой Каримовой к этой дате роскошной книги воспоминаний художника - все говорит о любви и уважении президента к самому художнику и его творчеству.

Умер Чингиз Ахмаров 13 марта 1995 года на 83-ем году жизни. На могиле поставили прекрасный памятник работы скульптора Таджиходжаева, похороны были многолюдны. Хочется привести несколько слов, сказанных Гульнарой Каримовой, выпустившей книгу воспоминаний художника: «Обаяние искусства Чингиза Ахмарова не объяснить только поэтическими образами, он создал свой художественный мир красоты и поэзии. Изданием этой книги воспоминаний художника хотим показать, что по-настоящему талантливые люди, которые с полной самоотдачей и любовью обогащают национальную культуру своими произведениями, своими творческими откровениями и мыслями не будут оставаться в безвестности. Мы помним их, и мы благодарны им за их мастерство».

Просмотров: 4289

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить