Наби Ганиев (1904-1952)

Категория: Деятели культуры Опубликовано: 06.09.2012

Наби Ганиевич Ганиев (1904 - 1952) - заслуженный деятель искусств Узбекистана. Из 50 лет своей жизни тридцать посвятил своему любимому искусству. Он создал кинофильмы которые сыграли большую роль в становлении и развитии узбекского кино.

Наби Ганиев родился в 1904 году в Ташкенте. С детства он любил читать стихи, петь песни, играть на дутаре, рисовать, пародировать друзей. Он мечтал стать художником и в 1924 году поступает учиться в высшую художественную техническую мастерскую в Москве. Именно здесь он впервые увидел фильмы и полюбил кино на всю жизнь. В 1925 году Наби Ганиев возвращается в Ташкент и начинает работать в только что созданной киностудии «Звезда Востока».

Сначала он снимается как актёр в фильмах, а затем работает ассистентом разных режиссёров в таких картинах как «Солнце счастья», «Последний бек» и другие. Затем самостоятельно как режиссёр снимает фильмы «Юксалиш», «Рамазан», «Колодец смерти», «Парень», «Мы победим», «Смелые друзья».

Отчетливо осознавая как главную задачу создание национальных кадров кинематографистов, он выступает как пропагандист молодого искусства, всеми силами старается привлечь на студию талантливую молодежь. Именно для них Ганиев пишет на узбекском языке две книжки - «Киносценарий» и «Киноактер».
В титрах почти каждого узбекского фильма 1926- 1929 годов можно встретить имя Наби Ганиева. Он участвует в создании картин как актер, исполняя роли и передовых узбекских юношей-комсомольцев, и незадачливых хранителей старых обычаев, и как консультант по быту , но чаще всего - как ассистент или помощник режиссера.
В 1931 году ставит свой первый художественный фильм - «Подъем».
В следующих своих фильмах-«Рамазан» (1932), «Егит» (1935) - Ганиев обращается к главной теме всего советского искусства тех лет - превращению вчерашнего раба под влиянием революционных событий в активного хозяина своей жизни. Эту тему он решает на национальном материале, настойчиво отыскивая черты, характерные именно для действительности и людей Узбекистана.

Первому узбекскому режиссеру приходилось преодолевать целый ряд трудностей - творческих, технических, организационных. Очень плохо обстояло дело с исполнителями ролей. Профессиональных узбекских киноактеров еще не было. После долгих поисков ему чаще всего приходилось приглашать или приезжих актеров, мало знакомых с бытом, жизнью героев, роль которых они должны были играть, или же колхозников, активистов фабрик и заводов, многие из которых никогда не видели фильмов. Самые большие трудности были связаны с поисками исполнительниц женских ролей. Поскольку всякое изображение человека запрещалось религией, духовенство ополчалось против кинематографа и кинематографистов, суля всяческие беды отступникам. Особенно яростно религиозные фанатики нападали на актрис-узбечек, которые подавали «дурной» пример - перед кинокамерой и на сцене сбрасывали паранджу. Одна из первых узбекских актрис Нурхон погибла от руки изувера в 1929 году, когда ее щедрый талант только начал раскрываться.

В конце 20-х годов Ганиев собрал ценный фольклорный материал, на основе которого он хотел создать фильм о жизни Намаз-угри - защитника бедных и грозе торгашей и вельмож. Режиссер долго вынашивал и идею об экранизации героического эпоса «Алкомиш». Этим замыслам не суждено было осуществиться. Однако материалы о Намаз-угри были использованы в фильме «Похождения Насреддина», поставленном Ганиевым сразу же после окончания Великой Отечественной войны.

В 1935-м году решением ЦК ВКП(б) Ганиев был отстранен от режиссерской работы вплоть до начала войны, посчитав. что его работы не внушают доверия.

А в годы войны судьба свела Ганиева с Протазановым. После совместной работы с Протазановым фольклор органически входит в творчество Ганиева. Несколько лет спустя он создаст второй фильм о герое народов Востока - кинокомедию «Похождения Насреддина».
Работа над фильмами о Насреддине привлекла внимание Ганиева к комедийному жанру. Вскоре он написал киносценарий комедийного фильма «Теша и Миша», однако болезнь помешала ему осуществить постановку.
В первое послевоенное десятилетие узбекское киноискусство испытывало серьезные трудности. Производственная деятельность узбекской киностудии резко сократилась. Но Ганиев умел с одинаковым творческим интересом работать как над полнометражными художественными фильмами, так и над небольшими документальными сюжетами, предназначенными для киножурналов.
В первые послевоенные годы он пишет киносценарии, активно участвует в создании документальных лент. А в 1948 году на экраны выходит фильм «Дочь Ферганы», в котором Ганиев рассказал о трудовых буднях хлобкоробов-механизаторов.

Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1944).

Ушел из жизни - 29 октября 1952 года.
Похоронен в Ташкенте, на проспекте Фараби.
В 1965 году имя Наби Ганиева присвоено Ташкентскому кинотехникуму.

Просмотров: 3878

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить