Эркин Агзам (1950)

Категория: Литература периода независимости Опубликовано: 05.09.2012

Эркин Агзам (1950 - ) - литературный псевдоним Эркина Агзамова. Родился 10 августа в горном Байсуне, окончил факультет журналистики ТашГУ (ныне Национальный Университет Узбекистана). Гуманизм, вечная борьба со всякими проявлениями насилия, стремление к духовной свободе - вот основной мотив, объединяющее в единое целое произведения писателя.

Работал редактором в республиканском радио, редактором отдела журналов «Ёшлик» и «Гулистон», завотделом издательства литературы и искусства имени Гафура Гуляма. В 1992-1994 годах - заместитель директора агентства Национальной информации Узбекистана. С 1996 года главный редактор журнала «Тафаккур». Депутат олий мажлиса Узбекистана I и II созыва.

Эркин Агзам автор сборников рассказов и повестей «Ночь негаснивщих огней» (1977), «Год рождения Атаи» (1981), «Ответ» (1986), «Дни, кроме праздника» (1988), «Влюбленная душа Коротышки» (2001), «Мир в цветах» (на русском языке, 1999), «Опаздывающий» (2002). По мотивам произведений Э. Агзама сняты худфильмы «Чантраморе», «Пешеход», «Дилхирож».

Рассказ Э.Агзамова "Племянница" свидетельствует об укреплении в узбекском рассказе аналитизма. В нем показаны житейская повседневность, будни человеческих отношений.

Аспирант Буранов возвращается из института домой на автобусе и на одной из остановок видит сквозь окно сиротливо стоящую на улице девочку со стареньким чемоданом. Это - племянница Буранова, приехавшая из кишлака поступать в институт.

Герой знает, что она должна была приехать, что в большом городе она впервые, что, кроме него, дяди, у нее здесь никого нет. Все это он осознает - и не выходит из автобуса, продолжает свой путь. Начинающий ученый пытается проанализировать свой поступок и как нравственно здравомыслящий человек приходит к выводу, что совершил подлость. Но смысл рассказа, его проблематика в ином: почему, в силу каких обстоятельств наша житейская практика нередко входит в прямой конфликт с нашей же моралью, не заученной, а личностно осознаваемой? Почему мелкое, подленькое, себялюбивое часто берет верх в споре с элементарным человеческим долгом?

Так из частного жизненного эпизода легшего в основу сюжета, вырастают образы, выходящие за пределы рассказанного случая.Человек возвращается туда, где тепло идет не от печи, а от сердца, так разворачивается сюжет в рассказе Э.Агзамова "Яблоки Рамазана". Так в новелистике Э.Агзамова личностное начало отходит на второй план, а точнее, обрастает линиями социально-бытовыми, приобретает общественную значимость. Начиная с этой новеллы в его произведениях звучит мотив поисков нравственных начал действительности, ведущей к углублению психологизма характеров и обстоятельств.

Рассказ Э.Агазамова обнажает природу равнодушия, бьет тревогу по поводу расплодившегося мещанства, живущего в мире придуманных нравственных ценностей, далеких от человеческих идеалов.

Насколько бесхитростный и озорной Рамазан, не сумевший поступить в университет, выше, чище и нравственнее своих друзей. Так, они испытания совестью не выдерживают, и Рамазан, видящий смысл жизни не в теплой квартире с телефоном, а в искренней, бескомпромисной дружбе, которую он ставит выше всего на свете, и есть та высокая душа, активно направленная к добру, к людям. Его цель в жизни - творить добро, любить людей, прощая им слабости, переступая через привычные установки и правила.

Просмотров: 10948

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить