Мухаммад Аминходжа Мукими (1850-1903)

Категория: Литература периода национального возрождения Опубликовано: 03.09.2012

Мухаммад Аминходжа, известный в истории узбекской литературы под тахаллусом Мукими, родился в 1850 году в городе Коканде. Он был четвертым из пяти детей в семье пекаря Мирзаходжи и единственным сыном. Семья жила небогато, однако в ней царил культ книг и слова. Мать будущего поэта Айша-биби была поэтически одаренной женщиной, прекрасно знала устное народное творчество и часто рассказывала сыну удивительные истории.

Рано познакомился Мукими и с классической литературой, сохранив любовь к ней до конца своих дней. Это были произведения Лутфи, Алишера Навои, Джами, Хафиза, Фузули и других поэтов-классиков Востока.

Может быть, именно благодаря их влиянию у Мукими рано проявился талант поэта: свое первое стихотворение он написал в десятилетнем возрасте.

Мукими рано лишился матери. Она умерла в 1865 году, когда будущий поэт учился в медресе, куда поступил в начале 60-х годов. Примерно в 1872-1873 гг., после окончания кокандского медресе, Мукими уехал в г. Бухару для продолжения образования в медресе Мехтар- Айим. Учеба в одном из самых крупных культурных центров того времени сыграла значительную роль в духовном развитии поэта. Он в совершенстве овладевает персидским языком, расширяет свои познания во многих областях науки. Именно в период учебы Мукими много пишет. Складывается его творческий почерк, в котором еще много подражательского, традиционно- орнаментального, но сквозь привычные темы и образы слышен голос самобытного поэта.

Стихотворения, написанные в традиционном любовно- эротическом духе, страдают вычурностью и чрезмерной пышностью.

В 1876 г. Мукими, окончив учебу, возвращается в Коканд. В городской аристократической среде молодого талантливого поэта встретили настороженно. Разочарования молодого человека, полного честолюбивых планов, надежд, привели Мукими к пересмотру эстетических принципов, выработке новых литературно-нравственных воззрений:

Во второй половине 70-х годов в творчестве Мукими появляются произведения, показывающие возросшее самосознание поэта. Это, прежде всего, стихотворения сатирической направленности.

К началу 80-х годов несколько молодых поэтов во главе с Мукими организовали кружок и основали новое литературное направление, отличительной особенностью которого стали богатство и разнообразие тематики, стремление отобразить реальную жизнь в живой динамической форме. Творческая платформа литературной группы Мукими основывалась на принципах реализма, патриотизма, прогресса.

Этот кружок объединил лучших молодых кокандских поэтов того времени: Фурката, Завки, Нисбата, Мухаира и других, прогрессивные взгляды которых формировались в это переломное и сложное время. Разногласия между молодыми поэтами - членами кружка Мукими - и более старшими поэтами г.Коканда, которым покровительствовал сам шейх Сулейман, были достаточно острыми.

Литературные споры переходили порой в острую идеологическую перепалку, а затем и в политические гонения, которым подвергались многие поэты того времени. Так, Фуркат вынужден был оставить родину и до конца жизни скитаться на чужбине. Поэт Камил Хорезми был отстранен от службы и жил под надзором хивинского двора. Просветитель Ахмад Даниш был оклеветан духовенством, а поэт Аваз Отар скончался от пыток, которым его подвергли реакционеры.

Пережив ряд неприятностей, Мукими перенес и тяжелое потрясение: умер отец, оставив большую семью на попечение сына. После случившегося поэт уезжает в Ташкент искать место, чтобы помочь семье. Однако в Ташкенте он находится всего несколько месяцев: семья остро нуждается в кормильце.

Недолгое пребывание в Ташкенте было для Мукими полезным, так как благотворно повлияло на расширение кругозора, становление убеждений и совершенствование мастерства.

Мукими много и плодотворно пишет, но, несмотря на новаторство, смелость и оригинальность, его произведения практически не публикуют, а это значит, что нет средств к существованию. Поэт вынужден продать отцовский дом, после чего его семья окончательно распалась.

Поэт жил очень скромно, занимаясь тяжелым и неблагодарным трудом - правкой и перепиской книг. Небольшой доход имел он от публикации своих произведений и стипендии, которую получал как житель кельи в медресе. В этой тесной и темной келье Мукими жил с сыном Акбарходжой и создал свои замечательные произведения, которые обессмертили его имя.

Поэт умер в пятидесятитрехлетнем возрасте 25 мая 1903 года в медресе Хазрат.

 

Лирика Мукими

Лирика Мукими была поистине новаторской. В своем творчестве он не замыкался в рамках одного жанра или одной темы. Он писал обо всем, что видел и чувствовал, и это вылилось в прекрасные строки истинной поэзии.

С начала и до конца своего поэтического пути он оставался верен лирике. Мукими стремится следовать классическим канонам, быть последовательным учеником своих великих предшественников, особенно Лютфи и Навои. Он создает произведения во всех традиционно восточных жанрах: изящные лирические газели, мурабба, мухаммасы, торжественные и эмоциональные. Конечно, они во многом отличались от лирики поэтов- классиков и, главным образом, тем, что воспевали чувства земного человека во всей сложности его переживаний.

Основная тема лирических стихотворений Мукими - любовь. При всей традиционности лирика Мукими была ближе к современности, в ней практически нет устоявшихся в восточной поэзии образов. Его лирический герой - живой человек, который верит в идеалы любви, дружбы, в справедливость, прочно стоит на земле, а не витает в заоблачных высях.

Поэзия Мукими проста и доступна, ей присущ глубокий оптимизм и вера в настоящее человеческое счастье.

Мукими известен и как автор целого ряда произведений в других жанрах восточной поэзии. Им создано 21 стихотворение в жанре мурабба. Почти все они написаны на любовную тему. Как отмечают исследователи, стихи этого жанра у Мукими “напоминают монологи главных героев узбекских народных дастанов, обращенных к возлюбленной и выражающих искреннюю любовь, верность, ревность и сомнения”.

Мукими создал десятки прекрасных стихов в жанре мухаммаса. В лирическом наследии поэта их больше 60, 36 из них написаны на любовную тему.

Мухаммасы создаются двумя способами. Поэт может писать самостоятельные стихотворения, состоящие из пяти-строчных строф (система рифмовки следующая: а-а-а-а-а, б-б-б-б-а, в-в-в-в-а и т.д.), или может путем дополнения каждого бейта газелей других поэтов создавать пяти-строчную строфу. Этот последний способ называется тахмис.

Стихи этого жанра можно разделить на три вида:
- собственно мухаммасы;
- тахмисы на собственные газели;
- тахмисы на газели других поэтов.

Тематика мухаммасов и тахмисов та же, что и газелей, однако преимущество их в том, что у мухаммасов больше возможностей для углубления в избранную тему. Особенно интересны мухаммасы третьей группы, в которых поэт пытается продолжать тему, избранную другим поэтом. Тем самым ведется своего рода поэтическое состязание, в котором автор отдает должное мастерству своего предшественника.

Образная структура стихов Мукими близка и понятна не только его современникам, но и сегодняшнему поколению читателей. Ритм стиха, его музыкальность, лаконичность и емкость сближают лирику Мукими с народными произведениями, стихи перекладываются на музыку и получают широкую популярность.

Сатира Мукими

В историю узбекской литературы Мукими вошел не только как автор прекрасных лирических стихотворений, но и как талантливый сатирик. Вместе с Фуркатом и Завки, Мукими стал основоположником нового реалистического демократического направления в узбекской литературе.

Выдающийся узбекский поэт Мукими по своим убеждениям и мировоззрению был демократом. Он прекрасно понимал, что мир стремительно меняется и поэт-современник не может и не должен следовать только традициям, а должен адекватно и талантливо отражать окружающее, быть новатором. При этом, как утверждал сам поэт, мир далек от совершенства. Такое отношение и предопределило сатирическую направленность творчества Мукими.

В центре его сатирических произведений – человек во всех своих проявлениях: в любви и ненависти, в радости и печали, в трудах и повседневных буднях его жизни. Новаторство и секрет особого воздействия

Мукими заключается в том, что он создает сюжетные сатирические произведения, которые имеют реальных прототипов.

По тематике и в соответствии с объектами критики сатирические произведения Мукими можно условно разделить на три группы. Первую составляют стихотворения, в которых сатира направлена на бюрократическую сущность местного аппарата управления. Обличительные идеи ярко выражены в таких стихотворениях, как “Землемеры”, “Выборы”, “Горе нашему краю” и некоторых других. Прикрываясь “законом” и своим правом вершить дела, чиновники различных уровней творили беззаконие - грабили и вымогали.

Мукими выразительно и ярко рисует своих героев, которых он не выдумывает, а списывает с натуры, тем более что ему не раз приходилось иметь дело с корыстными жестокими чиновниками, и эта тема особенно волновала его.

Ко второй группе относятся сатирические произведения, где показаны местные баи, которые вели себя с зависимыми от них людьми как маленькие царьки и тираны, жестоко издевавшиеся над народом. Поэт обличает их в таких стихах: “Новоявленный бай”, “Той”, “Продавец чая” и ряде других. В них Мукими не только характеризует своих героев как типичных эксплуататоров, но и как людей с низменными пороками, нечистоплотных, развратных, не имеющих моральных устоев.

В сатирических произведениях третьей группы сатирик развенчивает лицемерие, жадность и глупость местного духовенства, которое, по мнению поэта, разрушает общество, размывает его духовные устои, хотя призвано, наоборот, их укреплять. К наиболее острым произведениям этой тематики относятся “Сатира на мингтепинского Ишана”, “Святой” и некоторые другие.

Все они тематически и образно близки стихотворениям Завки, Надима, которые так же смело, и талантливо писали о служителях культа, едко высмеивая их корыстолюбие, жадность и чванливость.

В целом сатира Мукими отличается художественным богатством и тематическим разнообразием. Созданная им галерея сатирических образов дала мощный импульс к дальнейшей разработке этого реалистического демократического направления в узбекской литературе.

Несколько слов необходимо сказать и о юмористических произведениях поэта. Им создано около 30 таких стихотворений. Наиболее интересные и известные из них: “О коне”, “О грязи”, “Об арбе” и некоторые другие. Безусловно, юмористические произведения Мукими тесно связаны с его сатирой – и объектами критики, и юмором - достаточно жестким и горьким”. Как и сатира, так и юмор Мукими представляют большую социальную и художественную ценность.

Хотя поэт и выбрал себе тахаллус, который в переводе означает “постоянство”, он много ездил и оставил целый ряд путевых очерков, написанных в стихотворной форме. Они не все дошли до сегодняшнего дня, но и те, что мы имеем сегодня, подтверждают мысль о том, что Мукими был поистине поэтом-новатором. Его произведения не только ярки и своеобразны в художественном отношении - они имеют реалистическую сюжетную основу. Все части “очерков” объединяет общая тематика, они написаны четверостишиями, имеют общее введение, динамичное развитие сюжета, четкую концовку, единый ритм, сходные рифмы и редифы.

“Кто сердцем справедлив, меня поймет...” - писал Мукими.

Потомки выдающегося узбекского поэта не только поняли и приняли его поэзию, но и полюбили творчество Мукими.

Современником, другом и единомышленником Мукими был другой замечательный поэт Фуркат. Так писал поэт в письме на родину из уйгурского города Яркента, что в Синьцзянской провинции Китая. Там же, в Яркенте, в 1909 году в возрасте 51 года и умер этот выдающийся сын узбекского народа, так и не увидев снова своей родины, в разлуке с которой он прожил долгие 20 лет.

Просмотров: 37169

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить