Максуд Шейхзоде (1908-1967)
Одним из видных узбекских поэтов рассматриваемого периода был азербайджанец по национальности Максуд Шейхзоде (1908-1967). Он родился в небольшом азербайджанском селе Агдаш в семье врача. Там же он получил начальное образование, там же начал свою трудовую деятельность учителем школы. Одновременно он учится на заочном отделении Бакинского педагогического института.
В 1928 году Максуд Шейхзаде приехал в Ташкент, где вначале стал преподавать в техникуме, а затем работал в различных редакциях газет и журналов. В 1935-1938 годах он работал научным сотрудником Института языка и литературы, а затем до конца жизни преподавал узбекскую литературу в Ташкентском педагогическом институте им.Низами.
Первый сборник стихов Максуда Шейхзаде “Десять стихотворений” вышел в свет в 1930 году. Как и Гафур Гулям, и многие другие поэты того времени, Максуд Шейхзаде в начале своего творческого пути находился под сильным влиянием поэзии В.В.Маяковского. Новые темы и новые требования времени способствовали поиску новых художественных форм, новых изобразительно-выразительных средств. Именно поэтому молодой узбекский поэт активно экспериментирует в области ритмики, использует звукопись, активно включает в ткань произведений неологизмы.
Один за другим появляются новые поэтические сборники М.Шейхзаде: “Созвучные мне” (1933), “Третья книга” (1934), “Республика” (1935).
Надо отдать должное поэту: в эти годы он писал не только социально- политические стихи, хотя и они достаточно часто встречаются в его творчестве тех лет. Он писал и тонкие лирические произведения, которые сразу же завоевали сердца многочисленных читателей.
Поэт активно пробует себя в других поэтических жанрах. В частности, М.Шейхзаде пишет ряд поэм, которые, к сожалению, не отличаются высокой художественностью. В поэмах встречаются не только поэтические шаблоны и бедные рифмы, что можно объяснить относительной молодостью автора, но и некоторая искусственность в создании центральных образов произведения. Объяснение этому является стремление поэта угадывать “выигрышные” темы для поэм, что, безусловно, не могло сказываться на художественном уровне произведения. Хотя в тридцатые годы творить иначе и выжить при этом, было практически невозможно.
В годы Второй мировой войны Максуд Шейхзаде работал особенно интенсивно. Он выпускает несколько поэтических сборников, пишет ряд поэм, среди которых особо следует отметить поэму “Аксакал” о Юлдаше Ахунбабаеве, являющуюся одной из лучших произведений поэта этого периода.
Характерной особенностью лирики поэта военных лет является стремление создать яркие поэтические произведения, соединив лучшие поэтические традиции узбекского фольклора, классической литературы с современностью. М.Шейхзаде создает свои произведения в классических жанрах восточной поэзии и при этом широко использует редиф. Так, например, поэт использует форму месневи при создании одного из наиболее сильных произведений этого периода “За что мы боремся?”.
Послевоенное творчество Максуда Шейхзаде делится на два основных периода. Первый период заканчивается 1956 годом, рубежным годом в истории государства. Второй - охватывает последнее десятилетие его жизни, когда поэт достиг наивысшего расцвета своего таланта.
Лучшее, чего достиг Максуд Шейхзаде, было написано им в последний период творчества. Этот период творческой жизни поэта определяется не количеством написанного, а тем, что в его поэзии появились совершенно иные черты, свойственные большим мастерам.
Особо можно отметить произведение М.Шейхзаде “Поэма о Ташкенте”, написанное в 1957 году. Это объемное лирико-философское произведение представляет собой гамму чувств и раздумий автора о жизни, о ее прошлом и будущем:
Сколько тайн мне вновь открывали,
Хондемир, узоры твои...
С новой силою лживали
Пероы образов Навои.
Перу М.Шейхзаде принадлежит и историческая трагедия “Мирза Улугбек”. Это объемное художественное произведение, где поэт воссоздает историческую обстановку того далекого времени, хотя охватывает последние два года жизни великого ученого и государственного деятеля.
Творчество Максуда Шейхзаде явилось определенным этапов в развитии узбекской поэзии. Около четырех десятков лет он писал свои замечательные произведения, лучшие из которых вошли в “золотой фонд” узбекской литературы. В последний период своей жизни он не только много и интересно писал, создавая свои произведения, но и способствовал созданию в отечественной литературе национальной поэтической школы.
Просмотров: 8402