Юсуф Амири (XV век)

Категория: Период темуридов (XIV-XV вв.) Опубликовано: 03.09.2012

Поэт Юсуф Амири жил в первой половине XV века в Герате. В “Собрании поэтов” Давлатшаха Самарканди он назван в числе самых талантливых поэтов времени правления Шахруха. Как и все поэты того времени, Юсуф Амири был автором двуязычным, однако предпочитал писать именно на тюркском языке.

Из числа его произведений до нас дошел диван, включающий газели, туюки, таржибанды, “Десять посланий” и пользующийся огромной популярностью муназара “Спор Бенга и Вина”, где он проявил себя великолепным мастером диалога.

Основная тематика стихотворений Амири традиционна. Как лирик он особенно не выделялся среди своих современников, хотя и обладал большим мастерством:
Я лицом прекрасным буду я с удивленьем любоваться,
Буду розой безколючек с восхищеньем любоваться.
Мой сердечный, жаркий трепет всех обрадовал влюбленных -
Все хотят моим безумьем и смятеньем любоваться.
Все, кто встречи ждет с любимой, могут зрелищем бесплатным,
Яркою моей мечтою, озареньем любоваться.

Поэт создал целый ряд интересных туюков, отличительной особенностью которых является яркая образность и выразительность. Туюки - один из излюбленных поэтических жанров узбекской классической поэзии, является четверостишием, но в отличие от рубаи, в нем рифмующиеся слова являются омонимами, например:
Болен я в эту ночь, в эту ночь я пьян без вина.
Я готов умереть, - это губ твоих алых вина!

В историю узбекской литературы Юсуф Амири вошел, прежде всего, как автор замечательного муназара “Спор Бенга и Вина”.

Муназара (букв. “спор, диспут”) - это литературное произведение, написанное в форме диалога, диспута, в котором спорящие стороны доказывают свое превосходство друг перед другом. Обычно в произведение содержится небольшая панегирическая часть, адресованная лицу, заказавшему это произведение. Муназара может быть поэтическим и прозаическим. Образцы поэтического муназара мы находим еще в “Дивану лугат ат турк” Махмуда Кашгари, т.е. прослеживается традиция жанра. “Спор Бенга и Вина” Амири написан прозой, но в нем встречаются и стихи.

Краткое содержание муназары следующее: между Бенгом (опиум) в образе суфия-отшельника в зеленом дервишском плаще и Вином, предстающем в образе полного сил юноши в розовой одежде, завязывается спор, в котором каждый из участников восхваляет свои качества и, нападая на противника и обвиняя его в различных грехах и пороках. В качестве аргументов спорящие обращаются к Корану, к мнению авторитетных ученых, поэтов прошлого.

В муназаре Юсуф Амири широко использует народные выражения, пословицы, игру слов, различные каламбуры. За прозрачной аллегорией легко угадываются реальные приметы того времени. Поэтический язык “Спора” легкий и доступный, что свидетельствует о близости его автора к народной поэзии.

Фархад Хамраев

Просмотров: 5862

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить