Мухтар Ганиев. Амир Умар хан...

Категория: Публицистика Опубликовано: 19.09.2012

Мухтар Ганиев

АМИР УМАР ХАН…

Великий стратег, политик, дипломат, зуллисонайин – двуязычный поэт Востока, эмир Кокандского ханства Амир Умар хан родился, в Коканде в 1787 году в семье правителя Ферганы – Нарбутабия. Узбек, племени Минг, из рода Шахрухов. Умер в 1822 году. Похоронен на кладбище «Дахмаи шохон» в Коканде. В институте Востоковедения имени Абу Райхана Бируни Академии наук республики Узбекистан хранятся семнадцать рукописных вариантов поэтического дивана Амирий. До нас дошли его 544 стихотворений – 465 газелей, 53 мухаммаса (стихотворная строфа, состоящая из пяти полустиший), 5 мусамманов (стихотворная строфа, состоящая из восьми полустиший), 6 муссадасов (стихотворная строфа, состоящая из шести полустиший), 16 туюков (четверостишие, построенное на игре слов). 307 стихов на узбекском языке, 159 на  таджикском языке.
Принц Амирий
Умарбек – прославленный правитель Кокандского ханства, его яркая, звездная жизнь на небосводе человеческих судеб, сияла всего тридцать пять лет, но каждый год бытия гения, был, как бы спрессован в десятилетия, он успел сделать, написать столько, что все его дела, творчество трудно вместить в столь короткое человеческое существование.
Умарбек – счастливчик своего времени, отпрыск ханского рода Шахрухов, второй сын хана Норбутабия, был окружен царственной заботой и лаской, за его начальное образование отвечали лучшие дворцовые учителя и наставники, обучали языкам, истории, философии, религии. Усердный, трудолюбивый мальчик с особым упорством учил арабский язык и фарси, штудировал словари. С упоением читал литературные памятники Востока. Основам религии, суфизму, мистицизму его обучал сам великий знаток ислама той эпохи  Мухаммад Якуб. Боевым навыкам, секретам стратегии и тактике военного дела  отважного Умарбека обучали лучшие полководцы Коканда. Высшее образование он получил в кокандском медресе.
Умарбек был не по годам умен, продвинут. Его привлекали к дворцовым делам. А в 1807-1808 годах, старший брат хан Коканда Алимхан назначил Умарбека хакимом Маргилана. В двадцать лет он женился на дочери своего дяди Андижанского хакима Рахманкулбия – Комиле (в будущем известная поэтесса Нодира).
Еще в юные годы, тонкий дипломат, стратег, дальновидный политик, принц Умарбек улаживал многие волнения, столкновения в ханстве. А старший его брат Алимхан, чтобы утвердить свое господство угнетал не только своих родственников, устранял соперников, жестокостью стремился усилить свою власть. В народе его называли, – золим (тиран), шер-гарон (лютый тигр). Все свое царствование он провел в сражениях с беками важнейших городов, завоевал Чимкент, Сайрам, Кураму и даже Ташкент, 15 раз ходил на захват города-крепости Ура-Тюбе, который долгие годы служил яблоком раздора между Кокандом и  Бухарой. Изнурительные воины  и погубили Алимхана. Народ больше не мог терпеть воинственных наклонностей властолюбивого тирана. Новый поход Алимхана на Ташкент оказался для него роковым. Правящая элита, в основном приверженцы молодого принца Умарбека устроили дворцовый переворот, и в 1810 году правителем Кокандского ханства стал Амир Умархан. Тиран Алимхан и наследник престола Шахруххан были казнены. Таков удел власти. Путь к престолу королей украшен хитросплетениями интриг и окрашен кровью.
Амир Умархан
Поэтическая душа, покровитель ученых и поэтов Умархан был склонен к мирной жизни, по крайней мере, он не хотел враждовать с Бухарой. Но правление Умархана ознаменовалось укреплением власти, расширением владений Кокандского ханства. Он завоевал Туркестанскую область с ее священным городом Туркестаном. Этот город территориально имел стратегическое значение для Коканда. Укрепив свою власть внутри государства, Умархан присоединил к Кокандскому ханству Кашгар, Джизак Ура-Тюбе, Ташкент. Вечно враждовавший с Алимханом, народ Ташкента с большим уважением встретил нового эмира и вошел в состав его ханства. Для укрепления рубежей государства Умархан выстроил ряд военных крепостей на правом берегу Сырдарьи; таким образом, возникли Окмасжид, Янги-Курган, Камиш-Курган, Джулек, Кош-Курган, Джон-Курган, Чим-Курган и другие укрепления. Возникновение этих крепостей, упрочение границ ханства, закрыло путь для разбойных набегов, грабежей на караванных дорогах, послужили развитию торговых отношений на Великом шелковом пути, а главное, привело к внутренней стабильности в Кокандском государстве.
Этот период истории государства, ученые считают началом политического, экономического, социального расцвета Кокандского ханства. Строились новые города, к примеру, по указу Умархана между Маргиланом и Андижаном началось строительство города Шахрихана, прокладывались ирригационные системы, дороги, возникали в городах новые ремесла. Коканд стал одним из азиатских центров науки и культуры, литературы и поэзии. Умархан был любим народом, многие ученые, писатели, поэты, бежавшие от гнета тирана Олимхана, возвратились в Коканд. Было ряд указов хана, которые служили укреплению духовности, порядка в религиозных отношениях.
Существует легенда, в 1816 году в Коканде молодой хан начал строительство соборной мечети и медресе. Для закладки первого камня в фундамент здания  собралась вся знать Коканда. Умархан обратился к собравшимся и спросил:
- Есть ли среди присутствующих человек, который может сказать, что не нарушал законов шариата?
Никто из религиозных сановников, деятелей культуры, дворцовой свиты не вышел вперед. Тогда Амир Умархан сказал:
- Хвала Аллаху, выходит я за свою жизнь не преступил законов шариата, -  и положил первый камень в основание новой мечети.
Весьма воодушевленные этим поступком Амира религиозные деятели назвали его «жаннат-макон» – «обладатель места в раю». Он получил высшее духовное звание «амир ул-муслимин» (глава мусульман края). Его имя впредь зачитывалось на пятничных молитвах и гравировалось на монетах.
Безусловно, хан заботился и о внешней пышности своей власти. Подражая великим тимуридам, он тратил большие средства на всевозможные праздники, пиры, развлечения, состязания поэтов, устраивал крупные охотничьи выезды.
Но сказать, что поэтическая душа Умархана отличалась миролюбием и добротой, мягкостью и великодушием нельзя. К примеру, кокандские ханы  не раз пытались взять крепость  Ура-Тепа, но свободолюбивый, сильный  духом народ, мощные укрепления города оказывались непреступными кокандским войскам. Чтобы сломить оборону крепости Умархан приказал сжечь все поля, фруктовые сады, виноградники, перекрыть доступ питьевой воды в город. Рукописи гласят: «Ура-Тепе с четырех сторон объят огнем, горят созревшие поля пшеницы, ржи, охвачены пламенем сады, рощи. Все вокруг превратилось в прах и пепел». По свидетельству поэтессы, уроженки Ура-Тепе Дильшод, после взятия крепости свыше 1200 человек были повешены. 13000 мужчин, женщин, детей босых, полуголых погнали в Коканд. По распоряжению хана они семь лет не имели право строить себе жилье, ютились в безводной степи, в палатках. Их в народе называли жителями «белых домов». Они строили город Шахрихан. Несколько красивых девушек, среди которых была Дильшод,  отправили в гарем к хану. Увидев у себя, прекрасное, нежное создания, узнав, что она пишет стихи, Амир решил проэкзаменовать ее. Указав на гранат, что был среди фруктов на столе, он спросил:
- Что ты скажешь о гранате?
Дильшод гневно ответила:
- Твоя жестокость наполнила его кровью…
Попав в немилость разъяренного хана, Дильшод была изгнана из дворца. В дальнейшей творческой деятельности, она восхищается газелями поэта Амирий, а жестокость Умархана приписывает всем правителям. Удержать власть на огромной территории, мир и покой в государстве добротой и милосердием – невозможно.
Поэт Амирий
В поэзии Умархан имел псевдоним Амирий, был последователем Алишера Навоий. Им написан большой диван – собрание сочинений. Из его стихов можно сделать вывод, что он имел высочайшее образное мышление. В основном он писал любовные газели. Реже обращался к религиозной теме. В его газелях нет жалобных стенаний на судьбу, время, людей. Вероятно, поэт-шах не имел особых проблем в управлении государством, был счастлив в личной жизни. Любовь для поэта – это смысл жизни, источник творчества, вдохновения. Во многих газелях поэт называет себя «шахом города любви», «амиром престола души», «амиром города влюбленных», «амиром верности», «амиром климата любви», «султаном любви» и так далее. Амир Умархон обладал энциклопедическими знаниями,  в свои любовные газели он мастерски вписывал широко известные имена восточных героев, пророков, а также известные в мире ценности – Бехистунскую надпись, другие памятники старины, великих людей из древней истории: Платона, Аристотеля, Александра Македонского, Дария и других. Показывает свои познания в астрономии, вплетая в свои стихи телескоп, названия планет и созвездий. Всю свою короткую жизнь он учится  мастерству стихосложения у великих восточных поэтов: Комиля Хужандий, Хофиза Широзий, Абдурахмана Джомий, Алишера Навоий, Бабура, Фузулий, Мирзо Беделя. Поэтому в каждом бейте его газелей присутствует влияние жизненной силы гениальных мастеров слова.
Амирий и его жена Нодира, будучи людьми творческими, собрали вокруг себя созвездие поэтов; Фазлий, Акмаль, Мушриф, Гульханий, Хозик, Махмур, Нозил и более ста других поэтов, которые считались дворцовыми  литераторами. Почетное место на традиционных поэтических вечерах отводилась лучшим каллиграфам, книгоиздателям. Наряду с известными поэтами на этих собраниях принимали участие и молодые – будущие светила Ферганской поэзии. Этим объяснялось желание любителей стихотворчества быть в этом изысканном круге.
Во время правления Амирий дворец был открыт не только для литераторов, ученых, просветителей. Люди культуры, искусства, науки получали здесь помощь и защиту. В Коканде стали обосновываться просвещенные люди со всей Средней Азии. Они получали здесь должное уважение и почет. Ученые, поэты, литераторы обогатили государство новыми научными открытиями, художественными произведениями.
Амирий уже в то время отошел от традиционности в стихосложении, его газели смысловые, имеют поэтический глянец, криативны для той эпохи. Он очень искусно использует богатство, возможности узбекского языка.
Конечно, поэт Амирий имел творческое влияние и на сына Мухаммада Али, который после смерти Умархана стал правителем Кокандского ханства, писал замечательные стихи, подражая произведениям великого Фузулий. В поэтическом мире его знают под псевдонимом «Хон».
Эпоха правления Умархана ознаменовалась написанием множества книг – диванов, баёзов, словарей, учебников, религиозных трудов. К примеру, по повелению Амирий известные поэты того времени – Мушриф, Мирзо Каландар и Мулло Абдулкарим Фазлий  собрали и написали антологию поэзии под названием «Мажмуатуш-шуаро». В антологию вошли биографии и стихи ста поэтов классиков прошлого. Произведение сохранилось до наших дней.
Стихи же самого Амирий вызывают восторг у читателя, литературоведы считают, что газели поэта восхитительны. Мавлоно Мукимий, образно сравнивает свои стихи с морской устрицей, а газели Амирий с жемчужиной, спрятанной в ней.
По мнению многих известных поэтов той эпохи – Амирий истинный Маликуш-шуаро (правитель поэтов), однако это высшее литературное звание Умархан присвоил одному хитрому, предпримчивому поэту Адо. Лесть, ложь, раболепие – эти низменные человеческие качества присутствовали во все времена.
Известный придворный поэт, автора антологии «Мажмуатуш-шуоро» Фазлий – обратился стихотворной мольбой к Умар-хану. Суть прошения была в том, что поэт жил в Коканде, но мерзкая провокация придворных поэтов-аристократов закончилась для Фазлий изгнанием из дворца. В прошении к Умар-хану поэт выглядит униженным, жалким, низким. Причиной такого самоунижение выдающегося литератора Фазлий, вероятно, заключалась в том, что над поэтом нависла угроза смерти. Умархан защитил поэта и представил Фазлий свободу выбора места жительства. Фазлий уехал к себе на родину в Наманган.
В один из дней Амир Умар-хан собрал известных литераторов, поэтов,  знать Коканда на праздничную церемонию. На литературном собрании поэты читали свои стихи. Лучшие из них  были награждены ценными подарками. Закончилось собрание званым обедом. По неизвестной причине на прием не попал поэт Закирходжа. Возвращавшиеся с собрания поэты, подходили к нему и наперебой рассказывали о церемонии, хвастливо показывая свои подарки. Закирходжа не уступал им ни в таланте, ни в образованности, однако, из-за бедности и неприглядности не попал на церемонию. Впав в уныние, он описал свое состояние лиричными стихами и через знакомого отправил хану. Прочитав их, поняв состояние поэта, Амирий вызвал его к себе, одарил подарками. Впоследствии,  на всех поэтических праздниках Закирходжа уже был в первых рядах. Хан же дал ему прозвище «Айи Калта тойим» (короткий жеребенок), с тех пор кишлак, где жил поэт, называют Калта той. Как говорится, «Восток дело тонкое».
Любовь Амирий
В своих газелях Амирий называл себя «султаном любви», «амиром влюбленных» его окружало множество возлюбленных, число их у «шаха города любви» остается тайной. Но самой близкой и любимой была поэтесса Нодира, первая женщина в жизни «амир престола души». Она из города Андижана, ее девичье имя Камила, дочь Рахманкули бия из династии Шахрухов. Она близкая родственница, двоюродной сестры Умархана. Ее родственники управляли Андижанским вилоятом. В одной антологии сообщается, что Умарбек женился на Камиле в 1806 году. Во дворце она именовалась Мохлар ойим, это титул самой уважаемой, любимой жены Амира. Ее поэтический псевдоним Нодира.
Ее литературные произведения по красоте и художественной силе не уступали поэзии Зебунисо, Махзуны, Увайсий, Нозик и других.
Если говорить о личных, человеческих качествах Умархана, то лучше Нодиры спутницы жизни великого поэта его никто не знал. В своих стихах поэтесса по-восточному вежливо, изящно, деликатно, всегда по-новому описывает лучшие достоинства хана-поэта. В глазах читателя Амир предстает отважным воином и гениальным ученым. По мнению Нодры, Умархан был «…ценный росток уникального цветника, плод чистых, великих кровей, попечитель, воспитатель неимущих и избранный повелитель». Нодира считает, что от природы Амирий имел дар  получать удовольствие от Слова, его звучания, мастерски играл ими, душа его всегда рвалась складывать Слова в звучные ряды лирических стихов. И сколько бы он не был занят делами государства,  его мысль была в поисках  новых форм словосочетаний, образов, аллегорий, символов. В свободное время они вместе упражнялись в стихосложении. Играя словами, словно красками, Амирий создавал величественные, прекрасные, воспевающие любовь – картины-газели. Иногда и она пробовала писать при нем звучные бейты. Некоторые из них супруг быстро редактировал и придавал им новый блеск и звучание. Так, Нодира рядом, порой вместе с Амирий училась стихотворчеству, мастерству игры Слов. Неслучайно Нодрабегим в творчестве была последовательницей поэта Амирий. После безвременной смерти Амирий, Нодира пыталась свести счеты с этой жизнью и последовать за любимым.
Бесспорно, поэтический талант Амира Умар-хана «не мог перейти к его супруге» – поэтессе Нодире. Но исследования показывают, что Умархан оказал большое влияние на мировоззрение Нодиры. Он увлекал любимую женщину в мир поэзии, впускал ее в свою духовную страну грез и фантазий, формировал ее поэтический талант, превращал ее самые сокровенные мысли в блестящие формы, что называются газелями. Ее высокохудожественные стихи, мелодичные газели, рубаи, сохранились в веках. Словно драгоценное ожерелье они украшают узбекскую поэзию.
Нодира вела активную деятельность в Коканде, по ее инициативе в столице ханства были построены медресе Минг ойим, Казок ойим, Хоким ойим, восстановлена и отреставрирована усыпальница шахов – «Дахмаи шохон». Она поддерживала молодых и талантливых поэтов, дарила им достойные для того времени подарки. К примеру, ученому Охунду мирзо, который был мастером каллиграфии, она  присвоило звание «Золотое перо» и подарила «Золотой калам» и таких примеров в истории ханства описано немало.
Интересный факт: любимая жена Умархана отвечала за внутреннюю жизнь гарема и судьбу других жен хана. Она лично отбирала наложниц. Они должны были быть не только привлекательными, но должны были  уметь читать, писать и иметь поэтические пристрастья. Одна из избранниц Нодрабегим поэтесса Увайсий, дочь старого Маргеланского поэта Файзий. Она  была замужем за непристойным человеком, перетерпела много трудностей, развелась с ним. В конце жизни отец поэтессы доверил свою несчастную дочь своему другу Вазиру Абулкосиму оталику. Он увез Увайсий в Коканд. Через два года известие о талантливой поэтессе разошлось по городу и дошло до ханского гарема. Мохлар ойим пригласила поэтессу в гарем, оказала добрый прием и нашла ей должное место. Говорят,  стыдливая Увайсий долго  пряталась от Умар-хана. Она была хорошо образованной,  воспитанной, красивой женщиной. Есть мнение, что и она была поэтической наставницей Нодиры.
У поэта Нола было две дочери, настоящие восточные красавицы. Слава о красоте их дошла до Кокандского хана. Мохлароим послала людей к поэту и попросила привезти девушек во дворец. Вначале Саййид Гозихон тура, так звали поэта, пытался отказаться от предложения. Но, в конце концов, он был вынужден отдать старшую дочь в жены хану. Умар-хан, восхишенный красотой девушки, стал всячески помогать ее отцу, назначил Саййид Гозихон туру судьей поселения Рошидон. При жизни  и правлении Амирхана, он получил славу и уважение в народе, занял место среди придворных поэтов.
А сколько наложниц Умархану дарили после удачных военных походов! И всех их отбирала и готовила к жизни в гареме любимая жена – Нодира. Источники не сообщают, сколько жен и наложниц посвятили свою судьбу Умархану, но, имея рядом большое число достойных красавиц, «султан любовного достояния», как называл себя Амирий, в своих газелях  страдал от несбыточной любви, вернее собственных фантазий на эту тему. Количество окружающих поэта, красивых возлюбленных не доставляло ему духовного наслаждения. Вероятно, любовь Амирий, видел не в самих женщинах, не в плотских утехах, а в самой Любви, предпочитал виртуальное, божественное качество этого Великого чувства.
Эпилог
Мощное, литературное течение, созданное Амирий  в те далекие годы, позволило появиться в Ферганской долине, известным просветителям, поэтам-демократам, таким как Мукимий, Фуркат, Мухий, Оразий, Тажаллий и другие. Просвещение, культура,  гуманизм – эти воззрения поэта Амирий, впоследствии превратились в мощную, новую волну развития культуры края.
Конечно, в любви к народу, мы не можем сравнить Амирий с поэтами Махмур и Гульханий. Естественно, Амир Ферганы не мог походить на близких к чаяниям народа поэтов. Мы не можем сказать, что у Амирий не было ханского высокомерия. Да, он был правитель, полководец, властелин огромного Кокандского ханства. Его указами начинались жестокие воины, казнили неблагонадежных, утверждались большие перемены в государстве. За свои добрые и жестокие деяния, он, как и все живые на свете ответит перед Создателем.  Но бесспорно, то что, главной фигурой В истории становления, развития кокандской литературно-поэтической среды того времени – был Амир Умархан. А среди поэтов Ферганской долины прошлого и настоящего, в поэтической силе Слова, образности стихотворческих фантазий, лирического, смыслового богатства газелей, – Амирий нет равных!

Просмотров: 7547

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить