Нарзулла Шодиев, Шоира Ахмедова. Штрихи к научной и творческой биографии Наима Каримова

Категория: Литературоведение Опубликовано: 05.09.2013

В истории развития научной литературной мысли Узбекистана конца XX – начала XXI веков совсем немного ученых, творчество которых удивляет и восхищает своей масштабностью, глубиной, и среди них есть уникальная личность – Наим Каримов – научная, творческая и просветительская деятельность которого характеризуется широтой охвата основных тенденций развития узбекской литературы; глубоким исследованием творчества целого ряда известных писателей; уточнением многих спорных и дискуссионных положений; стремлением создать целостную и фундаментальную панораму нашей национальной словесности на протяжении века; немаловажным вкладом в области издания собраний сочинений; продуктивным руководством молодыми перспективными научными кадрами; а также плодотворной общественной и литературной деятельностью в период Независимости.
Талантливый критик и литературовед Наим Каримов заявил о себе в узбекском литературоведении в середине 50-х годов прошлого века как последователь писателей и просветителей-бунтарей, авторов таких трудов, как «Адабиёт надур?» («Что такое литература?»), «Чўлпон. Шоирни єандай текшириш керак?» («Чулпан. Что характеризует поэта?»), «Мафкура майдонидаги курашни кучайтирайлик» («Усилим идеологическую борьбу»), «Абдулла Қодирийнинг ижод йули» («Творческий путь Абдуллы Кадыри»), «Ўткан кунлар» («Минувшие дни»), «Адабиёт єоидалари» («Правила литературы»), «Амалий ҳам назарий адабиёт дарслари» («Практические и теоретические уроки литературы»).
Деятельность поколения Матякуба Кошчанова, Озода Шарафиддинова, Салохиддина Мамаджанова, Наима Каримова в литературной критике пришлась на период так называемой «оттепели» (конец 50-х – начало 60-х годов).
Н. Каримов уверенно вошел в критику, уже осознавая силу своего собственного дарования, и с первых небольших рецензий показал способность мыслить тонко, четко и глубоко. Это качество осталось присущим ему навсегда.
После окончания филологического факультета Ташкентского государственного университета (1955) Наим Каримов продолжил учебу в аспирантуре при университете (1955-1958). Защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук на тему: «Некоторые вопросы поэтического мастерства Хамида Алимджана» (1963), перешел на работу в НИИ языка и литературы имени Алишера Навои Академии наук республики. И вот почти 55 лет плодотворно трудится, осуществляя фундаментальные исследования в узбекском литературоведении, литературной критике и текстологии. С 1991 года он заведует отделом узбекской литературы XX века. В 1983-м стал членом Союза писателей Узбекистана. В 1995 г. удостоился ученого звания профессора. В 1999 году был избран председателем Общества просветителей и руководителем комиссии по увековечению памяти жертв репрессий. Одновременно является председателем президиума благотворительного Фонда памяти репрессированных. В настоящее время с завидной энергией изучает литературу периода репрессий, организует деятельность образованного в республике Фонда жертв репрессий. На протяжении многих лет Н. Каримов является директором Музея памяти жертв репрессий.
Н. Каримов оказывает большую помощь андижанскому фонду «Мерос», возглавил подготовку золотой книги «Репрессия». Особых похвал заслуживает его подвижничество в уточнении и сборе сведений о жизни и деятельности жертв репрессий…
Наима Каримова отличают высокие человеческие качества, истинная цивилизованность, приверженность гуманистическим идеалам, культура, жажда познания и популяризации литературы и искусства, национальных и общечеловеческих ценностей. Окружающие люди знают его как человека доброго и отзывчивого, принципиального, честного, ультрапорядочного. Эти качества его личностного «Я» получают яркое отражение и практическое воплощение в многочисленных произведениях разных жанров. Богатую натуру талантливого ученого тонко определил литературовед Ш. Ризаев в статье «Человек, похожий на Айбека»: «Если спросят, кто здравствующий узбекский интеллигент, я, не сомневаясь, сказал бы: Наим Каримов. Эта мысль появилась не вчера и не сегодня и не только у меня. Наим-ака – ученый, литературовед, доктор наук, лауреат премии имени Беруни, однако ему больше идет определение «Интеллигент» с большой буквы. Интеллигент – не человек с высшим образованием в узком понимании. Интеллигент – это олицетворение нации, облик нации…».
Принципиальная основа личности Наима Каримова как ученого-мыслителя изначально ярко, талантливо, глубинно в целостном виде проявилась уже в его первой монографии «Поэтическое мастерство Хамида Алимджана» (1964). В ней глубоко проанализированы грани художественного дарования, раскрыты философско-эстетические принципы стихосложения поэта, его мастерство изображения внутреннего мира и эмоций человека. Особенно интересны наблюдения над таинствами проявления переживаний поэта как восторженного лирика. «Лирика – биография человеческой души, – пишет Н. Каримов. – Она олицетворяет поэтическую биографию внутреннего мира, состоящего из эмоциональных чувств и переживаний, присущих человеческой душе. Следовательно, лирическую поэзию Х. Алимджана можно назвать автобиографией души поэта».
Исследуя поэму «Зайнаб и Аман», Наим Каримов наряду с анализом общественно-политического значения произведения стремится раскрыть значение художественной образности поэта. В определении поэтического мастерства, поэтического стиля ученый обращает внимание не только на выраженную в стихотворной форме мысль, художественный образ, лексическое богатство или очарование красок, но и на мелодичность поэтической речи, интонационное многообразие.
В каждом исследовании, посвященном творчеству писателя, Наим Каримов как критик ищущий, обладающий тонким научно-эстетическим вкусом, в научно-творческом, историко-просветительском аспекте глубоко анализирует особенности и мастерство каждого литератора. Это качество составляет специфичность и самобытность научных исследований критика. Свои взгляды он зачастую выражает в форме, не оставляющей места для возражения, скрупулезно обосновывает их, мастерски добиваясь гармонии и цельности содержания и формы своих исследований. Искренность его литературно-критических исследований еще больше усиливает действенность и доказательность критического взгляда и анализа, соответствующих его эстетическим принципам. Это характерно не только для его книг о Хамиде Алимджане, но и для крупных исследований: «Айбек», «Ойбек гулшанида єолган ¾унчалар» («Бутоны, оставшиеся в цветнике Айбека»), «Айбек и Зарифа», «Чўлпон», «Усмон Носир», «Последние дни Усмона Носира». Эти произведения способствовали углублению историко-биографического направления в критике.
Ученого отличает неповторимое и уникальное умение мыслить тонко и четко. Солидные монографии критика могут квалифицироваться в узбекском литературоведении как рождение новых жанров.
Как и другие специалисты, по известным причинам Н. Каримов в своих статьях, исследованиях не оставлял за пределами внимания проблемы идейности, вытекающие из идеологии, социальных основ режима и строя. Однако в его статьях и исследованиях советского периода невозможно не увидеть, что основное место в них занимает изучение художественных особенностей, эстетической ценности произведения, мастерства литератора.
К какому бы в целом жанру литературной критики он, как яркая индивидуальность, ни обратился, их отличает точность сравнительно-типологического анализа, рождающая необходимые для науки выводы, и обоснованные толкования. В этом смысле показательна его обзорная статья «Пишєирган дарё соҳилида» («На берегу бурной реки»).
Во многих случаях критик, анализируя литературное произведение на эмоциональном уровне, превращает статью в интересное повествование, историко-просветительное художественное произведение. Пристальное внимание ученый уделяет раскрытию и обоснованию эстетико-философской сущности анализируемого художественного произведения. Наиболее характерно это для его крупных научных исследований об Айбеке, Хамиде Алимджане, Усмане Насыре, Максуде Шайхзаде, где живая аналитическая мысль, образность и высокие эстетические принципы составляют единое целое. В результате научно-образные аналитические наблюдения, изложенные идущими от сердца пламенными словами, обогащенные глубокими эмоциональными выражениями, производят на читателя сильное впечатление, способствуют углублению его суждений о словесном искусстве.
Исследования критика, пронизанные научно-теоретической мыслью, помогают читателю глубоко судить не только о литературе, но и о жизни. В них обстоятельно анализируется исторический путь, пройденный узбекской литературой XX века, который оценивается в аспекте определенных проблем, оказывающих влияние на современный литературный процесс. В этом отношении особо значительной представляется книга Н. Каримова «Урушдан кейинги даврдаги узбек адабиёти» («Узбекская литература послевоенного периода»).
«До этой книги он не писал статей научного или обзорного характера, охватывающих определенный большой период, не показывал силу своего пера в глубоком, последовательном освещении мастерства писателя или произведения, какого-либо научного вопроса», – отмечал академик С. Мамаджанов.
Действительно, трудно анализировать литературный процесс одного большого периода, его основные принципы, положительные и отрицательные стороны, воспринимать литературные явления в их целостности, «выбирать зерна из плевел», увидеть в ростках будущий урожай. К тому же для литературоведения и критики 50-х годов было характерно некоторое невнимание к успехам нашей литературы. Художественное творчество, не может не развиваться, не отражать новое в повседневной действительности, в жизни людей, не передавать дух времени. Литература устремлена вперед, к совершенству.
Мастерство анализа художественного произведения – главное достоинство литературной критики. Анализируя конкретное произведение, критик, прежде всего, должен учитывать, поможет ли оно читателю лучше понять мир, в какой степени, какие стороны жизни оно охватывает и насколько раскрывает ее. Для этого, конечно, надо осознать важность сопоставления с другими художественными произведениями литературного процесса прошлого и современности. Что бы ни взялся исследовать Наим Каримов, он всегда ставит перед собой четкую задачу, учитывая необходимость сравнительного анализа.
Наимом Каримовым написан целый ряд статей о важных проблемах литературы и литературной критики. Главным их достоинством является мастерство теоретического анализа.
Трудоголик, не знающий покоя, честный, тонкой души литератор, он не ограничивается исследованием жизни и творчества отдельных поэтов и писателей. В его творчестве важное место занимают такие теоретические труды, как «Литературная критика и литературный процесс», «Стихотворные формы и стилевые поиски», «Развитие жанров в современной узбекской поэзии», посвященные исследованию общих проблем, а также обобщенно-типологическому рассмотрению литературы определенных этапов и отдельных периодов. Главной исследовательской задачей литературоведа является изучение основных принципов развития узбекской литературы, самобытности творчества отдельных писателей, сумевших воплотить эти принципы, факторов, определивших эту самобытность.
В последние сорок лет Наим Каримов создал ряд крупных работ, обогативших нашу критику и литературоведение новыми сведениями, научными выводами и теоретическими предпосылками, внесшими изменения в характер нашего мышления и украсивших литературную критику художественной свежестью.
Эпоха Независимости открыла новые исследовательские и творческие возможности. В цикле статей Н. Каримова, напечатанных в газетах и журналах, отразились новые принципы литературно-критического мышления в узбекском литературоведении нового периода и их роль в формировании новой методологии узбекского литературоведения, новые подходы в отношении литературы XX века.
Наим Каримов активно исследует литературный процесс сегодняшнего дня. Его рецензии о романе-хронике Шукрулло «Кафансиз кўмилганлар» («Похороненные без савана») и комедии «Ў¾рини єароєчи урди» («Разбойник наказал вора»), беседы с Э. Вахидовым и А. Ариповым («Шеърият – меҳр демакдир» – «Поэзия означает любовь», «Дунёда диёнат ҳали мавжуддир» — «Еще есть совесть на свете»), статьи о Х. Худайбердыевой «Дунё кирмоєдадир шоир єалбига» («Мир входит в сердце поэта»), «Шунчаки ёзмоє бу – шоирга ўлим» («Писать просто так – для поэта смерть»), созданная в соавторстве с А. Рашидовым книга-рассуждение о современной узбекской поэзии, статьи «Миллий бадиий тафаккур» («Национальное художественное мышление») и «Пишєирган дарё соҳилида» («На берегу бурной реки»), в которых анализируются искания и перемены, происходящие в нашей поэзии в годы Независимости, публикация исследования «Тонг сирлари» («Тайны утренней зари») – о стихотворениях Рауфа Парфи и Усмана Азима – четко характеризуют достижения и недостатки современного литературного процесса.
Немаловажным аспектом деятельности является активная пропаганда узбекской национальной литературы в мировом масштабе. Н. Каримов активно переводит на русский язык произведения отечественной художественной литературы XX века, чтобы о ней узнали за пределами Узбекистана.
Иностранному читателю известно совсем немного литературоведческих работ на русском языке (М. Кошчанов, О. Шарафиддинов, Н. Худойберганов, П. Шермухамедов), опубликованных в академических изданиях за рубежом. В этом смысле уместно отметить заслуги Н. Каримова, который, проанализировав достижения нашей литературы в целом, вклад крупных писателей в частности, познакомил с ними специалистов и массового читателя. Одно из первых таких исследований – «Узбекская советская литература на современном этапе» – почти сорок лет тому назад (1967 г.) было включено в изданную в Москве книгу «История узбекской советской литературы».
Серьезным успехом были исследования по узбекской литературе группы наших ученых, вошедшие в многотомный труд «История советской многонациональной литературы», подготовленный Институтом мировой литературы в Москве. В написании 4-го и 5-го томов этого исследования участвовал и Наим Каримов.
Важный аспект деятельности Наима Каримова-литературоведа составляют его многочисленные труды по мировой литературе. Это брошюры и статьи о таких гениальных мастерах художественного слова, как А. Пушкин, В. Шекспир, А. Ахматова, С. Есенин, Габриэль Гарсиа Маркес. Изучая проблему творческого влияния Пушкина на Айбека, он избегает предположительных суждений, старается опираться на анализ и точные документы, обращается к архивным материалам, суждениям литературоведов.
Развивая идею, заключенную в статье «Теран ва тошєин дарё» («Глубокая и бурная река»), Н. Каримов поднял ее до уровня специальной книги под названием «Пушкин ва ўзбек адабиёти» («Пушкин и узбекская литература»), изданной в 1998 году. В этом труде критик изучил процесс постепенного, последовательного благотворного влияния великого русского поэта на творчество узбекских поэтов Айбека, Х. Алимджана, У. Насыра, Миртемира, А. Арипова, Э. Вахидова, Х. Худайбердыевой и др. Как известно, большинство исследователей, размышляя о факторах, оказавших влияние на произведение А. Арипова «Жаннатга йўл» («Дорога в рай»), ограничиваются указанием на «Божественную комедию» Данте. Н. Каримов, опираясь на убедительные примеры, старается выяснить творческое продуктивное влияние на узбекского поэта таких произведений Пушкина, как «Моцарт и Сальери», «Маленькие трагедии» и особенно «Поэт» и «Пророк».
Большим научным вкладом Наима Каримова является изучение художественного наследия тюркских народов.
Им написаны солидные статьи о таких выдающихся тюркских деятелях, как Исмаил Гаспирали, Исмаил Обиди, Мухтар Ауэзов, Чингиз Айтматов, он выступал с научными докладами о них на международных конференциях. Его статьи печатались в Турции, Америке, Англии, Японии. Таким образом, очевидно, что Наим Каримов осуществляет благородную миссию, поднимая узбекскую литературу и критику на мировой уровень.
Особый аспект научно-критической деятельности Наима Каримова составляют публикации о репрессивно-джадидской литературе: «Бир адабий єаллоблик тарихи» («История одного литературного плутовства»), «Ўзбек адабиёти жаллодлари» («Палачи узбекской литературы»), «²амзани ким ўлдирди ёхуд Шоҳимардоннинг єора баҳори» («Кто убил Хамзу, или Черная весна Шахимардана»), «Чўлпон учун кишан» («Оковы для Чулпана»), «Ассалому алайкум, дорнинг о¾очи» («Здравствуй, древо виселицы»), «Наркомпрос иши» («Наркомпросовское дело»), «Аждаҳо комида» («В пасти дракона»). Некоторые положения в них, отдельные мысли, суждения, точки зрения, отношения к факту, возможно, спорны, но нельзя не признать того, что они способствовали прекращению преследования литературы советской властью, смело раскрыли лживые суждения о литературной жизни советского периода, продемонстрировали мужество автора, готовность сказать правду, раскрыть истину в наступившее новое время, чего не осмеливались, видимо, из осторожности (как бы чего не вышло) отдельные исследователи. Эти публикации, конечно же, послужили делу прогрессивного развития нашей литературно-критической мысли.
По поводу своего цикла статей «Ўзбек зиёлиларининг жаллодлари» («Палачи узбекских интеллигентов») ученый сказал: «То, что я писал в последние десять лет, является моим давнишним намерением возвратиться к ранее затронутым мною темам. Часть моих книг об Айбеке была второпях написана к юбилею литератора. Мои статьи последних двух-трех лет появились благодаря периоду гласности. Создалась возможность познакомиться с отдельными страницами нашей печальной истории в архивах такой организации, как КГБ. Раскрытие реальности 30-х годов советского периода в значительной степени помогло определить задачи, стоящие перед независимым Узбекистаном.
Основные статьи, вошедшие в этот цикл, были опубликованы в журнале «Фан ва турмуш» в 1991-1992 годы. Смело написанные статьи привлекли внимание широкой общественности. В те годы появилось немало произведений о периоде репрессий – стихи, поэмы, повести, рассказы, романы, статьи. Однако еще ощущалась недостаточность произведений, отражающих трагические картины того зловещего периода.
Написанные ученым в последние годы на основе документов, хранящихся в архивах разных административных органов и общественных организаций, острые статьи «Чўлпон учун кишан» («Кандалы для Чулпана»), «Ассалом алайкум, дорнинг о¾очи» («Здравствуй, древо виселицы»), «Ойбек: тош экан бошим» («Айбек: голова моя оказалась каменной»), «Зулмат салтанатининг ваҳшатлари» («Ужасы мрачного царства»), «Ўзбек киносининг єалдир¾очи» («Ласточка узбекского кино»), «Навбат Ойбек, кейин Шайхзодага. Кейингиси кимга?» («Черед Айбека, потом Шайхзаде. Дальше чей?», «Алпомиш»нинг єатли ом этилиши» («Массовое избиение дастана «Алпамыш») – свидетельство самоотверженного патриотизма, всей душой и сердцем преданного Родине Н. Каримова.
Статьи ученого об Абдулле Авлони, Боту, Абдулле Алави, Вадуде Махмуде, Рахматулле Султанове, Саиде-афанди, Саидносире Мирджалалове, появившиеся в результате его архивных изысканий, открыли новые страницы истории нашей литературы, культуры, борьбы за суверенитет.
В 90-е годы были опубликованы статьи Наима Каримова «Чўлпон ҳаёти ва фаолияти» («Жизнь и деятельность Чулпана»), «Одамлар суяги ўша ваєтда єотган» («Кости людей стыли в то время»), «Адабиётимиз тарихидаги ёрєин сиймо» («Яркая личность в истории нашей литературы»), «Беҳбудийнинг сунгги сафари» («Последнее путешествие Бехбуди»), «Муборак имзо» («Благословенная подпись»). В них автор, используя архивные материалы, освещает трудную, трагическую жизнь известных ученых, поэтов и писателей Бехбуди, Фитрата, Чулпана, Айбека, Максуда Шайхзаде, Усмана Насыра, Рафика Мумина, Тухтасина Джалалова, Хамида Сулаймана и др., перенесших клевету, оговор, насилие и жестокость. В частности, в статье «Наркомпрос иши» («Наркомпросовское дело») на убедительных фактах автор показывает, как стали жертвами клеветы и инсинуаций узбекские просветители Мунаввар Кори Абдурашидхонов, Ашурали Зохири, Носир Саид, Боту и другие.
Самоотверженный труд в последние десять лет по увековечению памяти жертв репрессий, целый ряд публицистических статей о них в печати, книги из цикла «Сургун» («Ссылка») в память о репрессированных, готовившиеся и издававшиеся под его руководством, – свидетельство кипучей, плодотворной деятельности ученого и общественного деятеля Наима Каримова. Отрадно, что самоотверженный труд ученого высоко оценен нашим государством и правительством. Ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Республики Узбекистан», он удостоен высокой награды – ордена «Эл-юрт хурмат», что свидетельствует о внимании к научной интеллигенции, проявляемом в годы Независимости. Накануне и в период Независимости Н. Каримов наряду со значительными статьями и книгами о жизни и творчестве таких поэтов и писателей, как Бехбуди, Фитрат, А. Кадыри, Чулпан, Хамза, У. Насыр, создал весомые исследования об исторической ситуации начала XX века, зарождении и путях развития джадидского движения в 20-е годы прошлого века. Для этого автору пришлось месяцами работать в архивах. У Наима Каримова, понявшего, что некоторые проблемы невозможно решить, изучая разрозненные факты творчества писателей, появилась потребность создания целостного теоретического исследования, обобщающего специфические особенности узбекской литературы XX века, раскрывающего закономерность происходящих процессов. Ученый каким-то внутренним чутьем четко осознал, что и в художественной литературе, и в литературоведении неуместны времятворчество и поверхностность.
Результатом творческих исканий стал автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора наук на тему: «Специфические особенности развития узбекской литературы XX века и идеология национальной независимости», защищенной в 1994 году. В этом небольшом по объему исследовании получили научно-теоретическое освещение специфические особенности узбекской литературы периода национального возрождения, перепады в развитии литературы в советское время, новизна творчества перспективного поколения 60-80-х годов прошлого века и проблемы идеологии национальной независимости. Примечательно, что в этом исследовании анализируется эволюция нашей литературы на протяжении почти ста лет.
В выступлении на защите академик Иззат Султанов отметил: «Я горжусь появлением в нашем литературоведении специалиста, который полностью нарисовал картину литературы целого века, может высказать квалифицированное научное суждение о каждом ее периоде, каждом явлении. Не только я, он стоит того, чтобы им гордилась вся наука о литературе».
Характеристика Наима Каримова будет неполной, если не сказать о его просветительской деятельности, создании учебников и учебных пособий.
Одной из важнейших задач сегодня стало создание учебников и пособий по гуманитарным направлениям, отвечающих требованиям нового времени. Задача была исключительно государственной важности. В ее решение внес свою лепту и Наим Каримов. Вместе с У. Норматовым он создал учебник-хрестоматию по литературе для 5-го класса, тепло встреченный общественностью. Другой учебник для 11-го класса – «Узбекская литература XX века», подготовленный Н. Каримовым в соавторстве с У. Норматовым и Б. Назаровым, за короткое время издавался три раза. В этом учебнике, написанном в духе идей национальной независимости, учащиеся смогли впервые познакомиться с замечательными литературными портретами великих представителей национального возрождения Бехбуди, Фитрата, Чулпана; проницательных литераторов-современников О. Якубова, П. Кадырова, Э. Вахидова, А. Арипова, выдающихся представителей мировой литературы А. Несина, Г. Маркеса, Ч. Айтматова. Этим данный учебник кардинально отличался от прежних.
Наим Каримов был одним из авторов учебника «История узбекской литературы XX века» (1999 г.), написанного для будущих филологов и учителей, обучающихся в университетах и педагогических институтах. Этот учебник, созданный в соавторстве с Героем Узбекистана О. Шарафиддиновым, С. Мамаджановым, У. Норматовым и Б. Назаровым, получил высокую оценку специалистов.
Наим Каримов известен также как писатель-эссеист и автор произведений необычного для узбекской литературы жанра «Жизнь замечательных людей».
Как известно, в нашем литературоведении примерно двадцать пять лет назад появились книги, рассчитанные на широкого читателя, обусловленные социальными, культурологическими, бытовыми обстоятельствами, в которых освещались жизнь и творчество великих поэтов и писателей XX века. Одним из создателей этих книг был Наим Каримов.
«Знаменитые деятели науки, искусства и литературы, ведя за собой народ, одну конкретную сферу народной жизни, определяют последующие пути развития науки, литературы, музыки, театра, изобразительного искусства», – отмечал он в своей книге о Хамиде Алимджане, из серии «Жизнь замечательных людей». Эта книга охватывает основные грани жизни и творчества Х. Алимджана.
Наимом Каримовым написан ряд статей, книг, просветительские романы о Чулпане, о Максуде Шайхзаде, о жизни и творчестве Айбека.
В последние примерно сорок лет нет ни одного мероприятия, связанного с жизнью и творческом Айбека, в котором бы не участвовал Наим Каримов. Именно он был организатором не только официальных мероприятий, но и всех встреч, собраний, презентаций в доме-музее Айбека.
Супруга Айбека Зарифа Саидносирова обратилась к Наиму Каримову с просьбой привести в порядок, в целостную композиционную систему ее дневники о муже, которые велись каждодневно и скрупулезно, и быть ответственным редактором, ибо, как она считала, другой человек не справится с этой работой. Произведение, названное «Ойбегим менинг» («Мой Айбек») порадовало тысячи книголюбов. За короткий промежуток времени оно переиздавалось несколько раз. В славе этой книги заключены гениальность Айбека, труд ее создателя Зарифы Саидносировой и творческое участие Наима Каримова, придавшего произведению чарующую привлекательность, стройность и изящество языка и стиля.
Вклад Наима Каримова в изучение жизни и творчества великого узбекского писателя неизмеримо и беспримерно велик. Это издание двадцатитомного собрания сочинений, десятки научных статей о писателе и поэте Айбеке, книги, исследования, монографии о нем «Илхом чашмасининг ажиб мавжлари» («Удивительные блики родника вдохновения») – 1982 г., «Ойбек гулшанида колган чечаклар» («Цветы, оставшиеся в розарии Айбека») – 1985 г., «Ойбек ва Зарифа» (1-е издание – 1990 г.. 2-е издание – 2005 г.), «Ойбек» (1-е издание – 1985 г., 2-е издание – 2005 г.).
За свой самоотверженный труд Наим Каримов заслуженно удостоен Государственной премии имени Абу Райхона Беруни.
В книге «Ойбек», изданной в 1985 году (2-е издание 2005 г.), критик приводит созидательную биографию писателя в одну научно-художественную систему, представляет для читателей ценные сведения о его уникальной жизни и творчестве, пронизанные теоретической мыслью и национальной гордостью. Эти сведения в каких-то отдельных случаях могут не подтвердиться документально, однако читатели полностью верят в них, потому что быт, творчество и судьба писателя предстают в неразрывном единстве с исторической обстановкой конкретного периода.
Подобные романы-эссе в жанре ЖЗЛ стали появляться в узбекской литературе в 60-е годы XX века. Наряду с научными наблюдениями и изысканиями в них обращается внимание на просветительские проблемы.
Достаточно подробно исследовал Н. Каримов творчество поэта Усмана Насыра. Он обогатил историю литературы множеством доселе неизвестных сведений о жизни и судьбе поэта. Ученый ездил в Кемерово, Бийск, куда был сослан поэт, скрупулезно знакомился с документами о нем, изучал архивы, объездил бывший Союз для беседы с современниками большого мастера поэзии. Деятельность литературоведа можно назвать подвижничеством. В результате такого самоотверженного труда на свет появились книги из серии «Истиклол фидойилари» («Подвижники независимости»): «Усмон Носир. ²аётий лавҳалар. Хужжатлар. Ривоятлар» («Усман Насыр. Страницы жизни. Документы. Предания» – 1993 г., «Усмон Носирнинг сунгги кунлари» («Последние дни Усмана Насыра») – 1994 г. В первой исследуется жизнь и творчество Усмана Насыра до переезда в Ташкент (1935 г.), во второй – созданные им произведения, вплоть до его последних дней жизненный путь поэта. Исследуя историю появления произведений У. Насыра, ученый по-новому их толковал.
Много трудов создано об Абдулхамиде Чулпане. Сегодня появились крупные ученые-чулпановеды. Известны исследования о нем Озода Шарофиддинова, Салохиддина Мамаджанова, Н.В. Владимировой и других. Ко времени Независимости первыми создателями исследований о Чулпане стали О. Шарафиддинов и Н. Каримов. Одна за другой вышли в свет их книги под названием «Чулпон». В них выдвинут целый ряд программных проблем, касающихся изучения, осмысления и осознания его творчества.
Изучая жизненный путь Чулпана, Н. Каримов открыл много новых страниц, стараясь осветить малоизвестное из жизни и творчества писателя.
Размышляя о поэзии Чулпана, критик писал: «Свобода – это неудовлетворенное желание, кровью текущее в жилах Чулпана. Невозможно вытравить эту философию из его поэзии». Наим Каримов широко исследовал созданные писателем драматические произведения, переводы, делая ценные наблюдения, например, размышления о судьбе «Худжума» открыли новое направление в чулпановедении.
Роман Наима Каримова «Чулпон» надолго останется одним из важнейших источников для специалистов. Его книга «Истиклолни уйготган шоир» («Поэт, пробудивший независимость») (2000 г.) продемонстрировала мастерство и глубину анализа доселе нетронутых граней творчества Чулпана, раскрыла многие неизученные страницы его литературной и общественной деятельности, способствовала пробуждению национального самосознания, формированию чувства справедливости, ненависти к деспотизму и тирании, укреплению идей национальной независимости.
Опыт, обретенный во время написания книги «Чулпон», обогащается и развивается в романе-эссе, посвященном Максуду Шайхзаде. Без волнения невозможно читать главу «Бурон гурлаганда» («Когда поднялся сильный буран») и завершающие главы, описывающие несправедливый арест Шейхзаде, картины пребывания в ссылке.
Наим Каримов ярко и выразительно нарисовал трагическую судьбу Максуда Шайхзаде, поэта и человека широкой души, драматурга, искусного переводчика, прекрасного грамотного педагога.
Период независимости показал новые неиссякаемые возможности Н. Каримова. В его статьях нашли отражение новые принципы литературно-критического мышления, специфические особенности узбекского литературоведения нового периода, новая методология узбекского литературоведения.
В книге Н. Каримова «XX аср адабиёти манзаралари» («Картины литературы XX века») пересматриваются, анализируются отдельные болевые точки истории узбекской литературы, объективно оцениваются запутанные, неясные страницы, восстанавливается истина относительно личности и истоков творчества отдельных гениальных писателей, исследуются многие белые пятна в истории литературы.
Наим Каримов – человек, ученый, писатель, общественный деятель, просветитель – личность многогранная и уникальная.
В результате серьезной полувековой творческой деятельности им была создана своя школа, и без этой школы развитие узбекского литературоведения и критики второй половины двадцатого столетия и начала XXI века невозможно представить.

Нарзулла ШОДИЕВ,
доктор филологических наук, профессор.

Шоира АХМЕДОВА,
доктор филологических наук.

«Звезда Востока», № 4, 2012

Просмотров: 7804