Абу Иса ат-Тирмизи (824-892)

Категория: Великие мыслители Узбекистана Опубликовано: 05.09.2012

Абу Иса Мухаммад ибн Иса ат-Тирмизи (824, Термез — 892, Шерабад) — выдающийся хадисовед и исламский правовед. Автор ряда книг по различным аспектам мусульманского вероучения. Мухаммад ат-Тирмизи родился в 824 г. (209 году по хиджре) в городе Термезе. Получал образование в Хорасане, Бухаре, а также приобретал знания от представителей иракской и хиджазской богословских школ. Отличался отличной памятью и знал наизусть десятки тысяч хадисов пророка Мухаммеда. Его учителями были такие выдающиеся исламские богословы того времени: аль-Бухари, Муслим, Мухаммад ибн Абдуллах, Али ибн Хаджар, Сувейд ибн Наср и др. Во время своих путешествий в поисках хадисов он встречался с такими известными людьми того времени, как Ахмад ибн Ханбал и Абу Дауд, а также посетил Ирак и Хиджаз.

До Абу Исы ат-Тирмизи хадисы разделялись, в основном, на достоверные (сахих) и слабые (даиф). Занимаясь хадисоведением, он впервые сформулировал и развил понятия «хасан» (хороший хадис) и «гариб» (хадисы, которые передавались не сподвижниками пророка Мухаммеда, а другими лицами).

Самой известной работой ат-Тирмизи является сборник хадисов «аль-Джами», или «Сунан ат-Тирмизи». Его сборник входит в число шести самых авторитетных суннитских сборников хадисов (Кутуб ас-Ситта). В соответствии с принципами исламского права 3962 хадисов, содержащихся в «Сунане», систематизированы по главам. Все хадисы классифицируются на сахих (достоверные), хасан (хорошие) и даиф (слабые).

К «Сунану» было написано множество комментариев, самыми известными из которых являются комментарии Абу Бакра ибн аль-Араби «Арида аль-Ахвази», комментарии ас-Суюти «Гутуль-мугтази» и комментарии Сафи ар-Рахмана аль-Мубаракфури (1941—2006) «Тохвату ль-ахваз».

Наставники и ученики ат-Термези

Термези встречался со многими первыми Имамами.

Термези, будучи учеником Имама аль-Бухари, передавал хадисы и от многих других шейхов, которых  мы не перечислили выше, в том числе и от шейхов Имама аль-Бухари. Конечно, это под его руководством он совершенствовался в области  хадисоведения. По поводу некоторых хадисов он вступал в дискуссию с Имамом, мог соглашаться или не соглашаться с ним. Ученых того времени можно охарактеризовать тем, что они не признавали слепого подражания, любыми путями избегали этого, им была присуща самостоятельность в деле познания Истины. К примеру, Термези, слушая прения ученых по семнадцатому хадису книги «Сунан», говорил: «Я лично сам подходил к Абдулле ибн Абдель-Рахману и спрашивал: «Какой хадис Абу Исхака достовернее?» — и он не дал никакого ответа. Об этом же спросил у Мухаммеда (Бухари), он также не дал ответа». Т.е. ни один из этих двух ученых не ставил один хадис выше другого. Позже Имам Бухари выбрал один из хадисов и зафиксировал в своей книге «Ас-сахих».  Термези не последовал в этом слепо за своим учителем, но, опираясь на свои понимание и доказательства, предпочел другое предание, и занес его в свою книгу.

В книге «Ат-Тахзиб» говорится о странствиях Термези и о его встречах с учеными Ирака, Хорасана, Хиджаза.  Ахмад Мухаммад Шакир, в прошлом кади (судья) Египта, передает: «Не могу сказать, что Термези был в Багдаде, так как у него нет хадисов от величайшего мухаддиса Ахмада ибн Мухаммада ибн Ханбала (164–241), Хафиз Абу Бакр аль-Хатыб написал бы в своей книге «Тарих-уль-Багдад» об этом».
Мнения ученых о личности Термези и его трудах

Великий учитель имам Бухари, почитая своего ученика, сказал с присущей ему скромностью: «Я тобой удовлетворен больше, чем ты мной». Эта заслуженная оценка, данная Имаму Термези, приводится в книге «Аль-Миркат», том 1, стр. 22.

Хафиз Абуль-Фадль Мухаммад ибн Тахир аль-Макдиси, передавая от Хасана ибн Ахмада Абу Мухаммада  ас-Самарканди и от Бишра Абдуллаха ибн Мухаммада ибн Амра, сказал: «Мухаммад Ибн Иса  ибн Саура ат-Термези является одним из имамов, за которым можно следовать в области хадисоведения. Книги «Аль-Джами‘» («Сунан ат-Термези»), «Ат-Таварих» и «Аль-Халь» написал высокообразованный и квалифицированный ученый. Он являл собой пример абсолютной памяти».

Сам‘ани так характеризовал ат-Термези: «Он один из самых основательных и превосходных ученых. У него есть очень ценные труды  по фикху. Он видел первых шейхов. Брал хадисы у выдающихся мухаддисов».

Книги Термези

Ученые подтверждают то, что Имам Термези написал много разных трудов. По их мнению, это  следующие книги: «Аль-Джами‘-ас-сахих» («Достоверный сборник», т.е. «Сунан Термези»). «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадия», «аль-Иляль», «Ат-Тарих», «Аз-Зухд».

Самой известной его работой является сборник хадисов «ас-Сахих». Этот сборник является одним из самых авторитетных сборников хадисов и входит в «Кутуб ас-Ситта» (шесть наиболее авторитетных собраний хадисов). В нем содержится 3962 хадисов, которые систематизированы по главам в соответствии с принципами исламского права. Среди хадисов имеются как сахих (достоверные), хасан (хорошие), так и даиф (слабые). Поэтому для каждого из них Тирмизи дал сообщение о степени их достоверности и возможности их практического применения в праве.

В сборнике Тирмизи «ас-Сунан» имеются хадисы-сахих, которые отсутствуют в сборниках аль-Бухари и Муслима. Также там имеется большое количество хадисов-хасан, которые отсутствуют в «Сахихах».

Просмотров: 15068

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить