Мухаммад Шейбани (1451-1510)

Категория: XVI век - первая половина XIX века Опубликовано: 03.09.2012

Мухаммед Шейбани (1451—1510) — узбекский хан  основатель государства Шейбанидов. Шейбани-хан, упоминаемый в источниках также как Шайбак, Шайбек и Шахибек. (1451 — 2 декабря 1510), сын Шахбудаг султана, внук правителя и основателя государства кочевых узбеков Абулхайир-хана (1428—1468). Настоящее имя по данным В.В.Бартольда-Шах-Бахт Мухаммед, по данным современных исследователей: Р.Г.Мукминовой, В.П.Юдина и Эдварда Оллворса - Абулфатх Мухаммед Шейбани-хан.
Шейбани - поэтическое прозвище. Под этим прозвищем он чаще всего упоминается как современниками, так и потомками.

По данным современников, и востоковедов Шейбани-хан носил поэтическое прозвище - Шахбахт (королевское счастье)

Основанная им династия известна в истории под названием Шейбанидов, хотя ни один из её представителей не был прямым потомком Мухаммеда Шейбани.

Семья Шейбани-хана, включая его отца и деда, увлекались литературой. Дед его Абулхайир-хан специально заказал перевод произведений знаменитого поэта, мистика, приверженца суфизма Джалалетдина Руми (1207 – 1273гг).

По мнению авторитетных востоковедов [каких?] Шейбани-хан — полководец и государственный деятель — в культурном отношении стоял на уровне образованных людей своей эпохи.

Шейбани-хан в молодости очень увлекался историей. В 1475 году Шейбани-хану специально подарили книгу "Искандар-намэ", написанную в далекой Османской империи. Книга повествовала о жизни Александра Македонского. [39]

Средневековый автор Нисари признавал Шейбани-хана знатоком Корана.

Шейбани-хан будучи сам поэтом, собрал при своем дворе известных поэтов и ученых. Среди них можно упомянуть поэтов Камал ад-дин Бинаи, Мухаммед Салиха и др. ставших авторами поэм, посвященных жизни и деятельности самого Шейбани-хана. Из Исфагана к нему прибыл историк, поэт и мыслитель Фазлуллах ибн Рузбехан, автор произведения «Книга бухарского гостя».

В столице государства — Самарканде Шейбани-хан приказал построить большое медресе, где позже сам принимал участие в научных и религиозных диспутах.

При медресе Шейбани-хана имелась библиотека. Функции библиотекаря, обязанности по выдаче книг, по их реставрации, приобретению в библиотеку новых книг, а также освидетельствование их печатью с именем учредителя вакфа описывается в одном из вакфных документов. Медресе Шейбани-хана было полностью разрушено в годы Советской власти.

В 1502 году Шейбани-хан приказал построить большой мост из жженного кирпича через реку Зерафшан.

В 1509 году в городе Яссы (Туркестан) Шейбани-хан приказал построить большую мечеть и выделил государственные средства для дальнейшего совершенствования учебного процесса в медресе города. Было также отдано распоряжение о выделении средств на учебный процесс и зарплату преподавателям медресе других близлежащих городов.

Диван стихов Шейбани-хана в настоящее время хранится в фонде рукописей в Стамбуле. Рукопись его философско-религиозного произведения находится в Лондоне.

По мнению некоторых историков, Шейбани-хан был автором исторического произведения «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме».

По мнению В.В.Бартольда стихи Шейбани хана не пользовались уважением беспристрастных современников. Мистическое настроение, по-видимому, занимало значительное место в характере Шейбани хана, даже своими военными подвигами он, посредством аллегорического толкования, пользовался для описания борьбы человека со своими страстями.

Просмотров: 18392

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить